Китайско-российское ЭКСПО: в поисках новых путей экономического взаимодействия
Евгений Загребнов
«Новая платформа – новые возможности». Под таким девизом в эти дни в Харбине проходит Первое Китайско-Российское ЭКСПО. И над новыми возможностями китайско-российского сотрудничества думают как правительственные делегации, так и руководители компаний, которые принимают участие в этом мероприятии.
Контекст для решения конкретных проблем в сотрудничестве между Россией и Китаем выбран как никогда удачно: Россия и Китай стали стратегическими партнерами не только на региональном уровне, но и на уровне руководства двух государств. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин предположил, что товарооборот между двумя странами до 2020 года может достичь 200 млрд долларов США, в то время, как в 2013 году он составил 89,2 млрд долларов. Но на пути к достижению этих целей по-прежнему существуют преграды. И эти преграды, несмотря на 25 лет развития китайско-российских отношений, до сих пор не преодолены, в том числе в области инвестиционного сотрудничества.
«Китайско-российское сотрудничество – это как лебедь, рак и щука», резюмирует Алексей Баранов, китаевед и предприниматель, одновременно являющийся внештатным советником делегации Забайкальского края на Китайско-российском ЭКСПО. «К сожалению я ощущаю, что ментальность российских руководителей до сих пор ориентирована на Запад. Но Забайкальский край ориентирован на Китай, с которым у нас граница в 1400 км. Как эту границу не использовать?»
От поиска инвестиций…
Алексей Баранов уверен, что Забайкальскому краю, с населением в 1,5 млн человек и площадью в несколько крупных европейских стран, нужна китайская рабочая сила, и китайские инвесторы.
«Как говорил Дэн Сяопин, неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Для нас главное – чтобы инвестор вложил деньги», рассуждает он. «А российские государственные структуры тормозят все процедуры, связанные с внешнеэкономической деятельностью, ориентированной на Китай, якобы заботясь об «экономической безопасности» России. Таким образом проекты, в ожидании решения высших инстанций, могут простаивать по 5-10 лет. Китайские партнеры этого не понимают, многие опускают руки».
У стенда, представляющего горнорудный комплекс Забайкалья, богатый молибденом, медью, титаном, танталом и наобием, представителям делегации края приходится рассказывать китайским инвесторам и об административных ограничениях, которые накладывает на них российское законодательство. Но по их словам, китайские компании, занимающиеся горнодобывающей промышленностью все равно заинтересованы в сотрудничестве с ними, поскольку используемых ими рудных ресурсов начинает недоставать.
… до участия в китайско-российской логистической цепочке
Впрочем далеко не все российские участники ЭКСПО приехали в Харбин в поисках инвестиций. Пользуясь развитием китайско-российских отношений, некоторые из них предлагают свои услуги. Валерий Местулов, управляющий директор ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК), крупнейшего контейнерного терминала на Дальнем Востоке, впервые принял участие в Харбинской ярмарке и его цель – привлечь китайских клиентов.
Компания ВСК, базирующаяся на территории порта Восточный в Находке (Приморский край), специализируется на перевалке грузов с годовым грузооборотом до полумиллиона контейнеров в год. Работая с крупнейшими международными судоходными линиями по разным направлениям в Юго-Восточной Азии, и с портами в Китае и США, Валерий Меркулов предлагает свои услуги китайским компаниям по отправлению грузов в Северо-Восточный Китай. И надеется на сотрудничество с китайскими судоходными линиями, например с COSCO.
«Частью нашей работы могла бы быть перевалка грузов, прибывающих к нам из Китая», говорит он. «Затем мы готовы погрузить контейнеры на пароходы и отправить их на любой линии в любом направлении. Также возможна и обратная схема: принятие грузов у нас и отправка в Северный Китай».
За последние 25 лет в промышленности Северо-Восточного Китая произошли структурные изменения. Появились предприятия, которые не только потребляют российское сырье, но и выпускают готовую продукцию. «Эту готовую продукцию надо возить, и мы понимаем, что мы могли бы быть полезны в этой логистической цепочке», заключает Валерий Местулов. («Жэньминь жибао» онлайн)
(2014-7-3) |
|