Сближение Китая и России даст тройной стратегический эффект
Чем чаще навещают родственников, тем сильнее родственные чувства, чем чаще навещают друзей, тем ближе они становятся. Председатель КНР Си Цзиньпин впервые нарушил неписанное правило, в соответствии с которым наивысший руководитель Китая никогда не присутствовал на крупномасштабных международных спортивных мероприятиях за рубежом. В ходе празднования праздника Весны (Новый год по традиционному китайскому календарю) он отправился в Сочи для участия в церемонии открытия зимних Олимпийских игр, оказав решительную поддержку российской стороне. Таким образом была открыта новая страница в истории китайской внешней политики, когда Россия уже второй год подряд становится государством, в которое наносит свой первый визит лидер КНР.
Сегодня в мире существуют четыре основные стратегические силы, имеющие глобальное значение, а именно США, Европа, Китай и Россия. США и Европа являются по сути дела стратегическими союзниками, однако, как показали недавние события, в частности случай, когда помощник госсекретаря США Виктория Нуланд высказала обвинения в адрес ЕС, а также имевший место незадолго до этого инцидент с подслушиванием США европейских лидеров, трансатлантический союз не настолько уж прочен, сможет ли TTIP (Трансатлантическое соглашение о партнерстве в сферах торговли и инвестиций) укрепить их отношения? Довольно сомнительно. Китай и Россия являются двумя независимыми глобальными стратегическими силами, их сближение неизбежно ослабит стратегическое положение США.
Это в еще большей степени касается не столько США, сколько всего западного мира. В настоящее время, призрак новой холодной войны витает над всем миром, Украина охвачена волной внутреннего конфликта, отношения между Японией и ее соседями упали до точки замерзания. В подобной ситуации стратегическое сближение Китая с Россией становится якорем стабильности для всего мира.
Вообще говоря, стратегическое сближение Китая с Россией имеет тройной эффект:
Во-первых, эффект в плане мягкой силы. Возрождение Китая и России бросает вызов гегемонии западной христианской цивилизации. Россия убеждена в том, что в религиозном смысле Москва – это Третий Рим, православие, являющееся государственной религией России, заключает в себе понятие «ортодоксия». США считают себя законным наследником Римской империи, отрицая Россию как преемника европейской культуры. Игры между Западом и Россией имеют отношение к спору за право считаться преемником западной цивилизации. Подъем Китая представляет собой возрождение восточной цивилизации, а также единственной в истории человечества светской цивилизации. Таким образом, стратегическое сближение Китая с Россией приобретает эффект мягкой силы, бросающей вызов западной гегемонии в плане права голоса.
Во-вторых, геополитический эффект. Россия и Китай представляют собой типичную евразийскую внутриконтинентальную цивилизацию, З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» отметил, что государственное объединение евразийского материка вероятно определяется некой силой, со временем он станет настоящим мировым островом. В таком случае выход США к океанам с обеих сторон больше не является стратегическим преимуществом, а скорее стратегической слабостью, потому что таким образом США станут отдаленным от Большой земли островом. Одним из главных значений встречи Си Цзиньпина и В.В. Путина в Сочи является то, что Россия активно откликнулась на инициативу Китая о строительстве экономической полосы Шелкового пути и морского Шелкового пути, российская сторона готова соединить железные дороги России, пересекающие Евразию, с «экономической полосой и морским Шелковым путем», чтобы добиться еще большей эффективности. Китай может, пользуясь организацией в этом году саммита СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), выступить с инициативой евразийского цивилизационного порядка и создать глобализацию на суше в противовес риску глобализации на море, создаваемой Западом.
В-третьих, эффект в плане международного порядка. С того момента, когда возникло понятие группы государств БРИКС, некоторые западные страны оголтело высказывались за отделение России и Китая от других так называемых «демократических стран», в последнее время они подвергают сомнению перспективы экономического развития и механизм сотрудничества группы государств БРИКС. Кроме того, многие страны Запада после избавления от мирового финансового кризиса не сдержали обещания, данного на саммите G20, о расширении прав голоса стран с переходной экономикой во Всемирном банке и Международном валютном фонде. В этих условиях стратегическое сближение Китая и России имеет кардинально важное значение для содействия более справедливому, равноправному, всеобъемлющему и устойчивому развитию международного порядка.
В связи с этим, мы должны твердо продвигать китайско-российкое стратегическое сотрудничество на благо народов двух стран и народов всего мира.
(директор Института по изучению международных вопросов при Китайском народном университете, профессор Института международных отношений) |
|