Музыка в управлении государством

 

 

    В Государственной библиотеке Китая, находящейся в Пекине, хранится очень редкая древняя книга – «Юэфу шицзи» (Сборник мелодий, составленный Музыкальной палатой Юэфу). Это один из древнейших трудов в Китае, посвященных музыке. Книга состоит из более чем 100 томов. В ней записаны свыше 5000 народных песен, танцевальных мелодий и песен разных местностей Китая. Этот труд был составлен правительственным учреждением, которое называлось «Юэфу» (в переводе на китайский: Музыкальная палата).

 

    Юэфу является официальным музыкальным учреждением, созданным в 112 г. до н.э. Его появление символизировало то, что музыкальное творчество и обучение традиционной китайской музыке стали профессиональными и системными. В это учреждение государство вложило огромное количество средств. Если судить по историческим записям, в лучшие времена в нем единовременно работали свыше тысячи человек, и рабочее место было оборудовано с роскошью, достойной императорского дворца. Ежегодные расходы Музыкальной палаты составляли одну треть государственной казны, лишь немного уступая военным расходам. А это происходило во время войны правителей династии Хань (206 г. до н.э.–220 г.) с северными кочевыми народами, из-за чего в стране сложилось тяжелое финансовое положение.

 

    Создание столь крупного музыкального учреждения в условиях, когда мощь государства сильно ослаблена, – мотивы подобного поступка кажутся необъяснимыми. Однако, если внимательно проанализировать правление всех 25 династий в китайской истории, то можно заметить, что почти каждый из правителей этих династий выделял огромные средства на развитие музыки. В период династии Западная Чжоу (1046 г. до н.э.– 771 г. до н.э.) существовала государственная консерватория «Дасыюэ» (Большой департамент по делам музыки), во времена династии Суй (581–618 гг.) функционировал музыкальный орган «Дачансы», а в эпоху династии Сун (960–1279 гг.) музыкальная школа имела несколько филиалов... Все это требовало больших людских и материальных ресурсов.

 

    По мнению историков, правители не жалели огромных средств на музыку, с одной стороны, для собственных развлечений и забавы, но, что еще важнее, для них музыка служила одним из способов упрочения власти, она помогала управлять страной. Музыка стала защитником сословного строя и мягкой силой господства империи.

 

    Идея об «управлении государством с помощью музыки» берет свое начало в конфуцианстве, основоположником которого был Конфуций. В течение более 2000 лет конфуцианство, являясь этико-политическим учением, возникшим в Древнем Китае, оказывало огромное влияние на развитие духовной культуры политической жизни и общественного строя страны и было основополагающим направлением идеологии феодального Китая. Конфуцианство зиждется на идее об «управлении государством с помощью этикета и музыки». Этикет (по-китайски: «ли») – это правила и нормы внешнего поведения, а музыка (по-китайски: «юэ») оказывает благотворное влияние на внутренние морально-нравственные качества людей, на человеческую душу. Согласно учению конфуцианства, прекрасная музыка вносит положительный резонанс в физиологию и психологию человека, способствует душевной гармонии, вследствии чего человек ведет себя упорядочено и благодаря чему, в свою очередь, возникает гармония в обществе в целом.

 

    Можно сказать, что идея об «управлении государством с помощью музыки» в корне отличается от идеи об «управлении государством с помощью законов», которая столь популярна в современных западных странах. Французский писатель, правовед и философ Монтескье (1689–1755 гг.) в книге «О духе законов» много страниц посвятил идее об «управлении государством с помощью музыки», распространенной в древности в Китае. Он был весьма удивлен, когда узнал, что на Востоке есть в высшей степени упорядоченная страна, в управлении которой большую роль играет музыка.

 

    Концепция «управления государством с помощью музыки» на первый взгляд похожа на сказку или полную ерунду, но на самом деле эта идея выдержала испытание в течение длительного периода времени. В 1978 г. в г. Суйчжоу пров. Хубэй при археологических раскопках был обнаружен древний музыкальный инструмент «бяньчжун». Он состоит из трех ярусов, на которых размещаются 65 колоколов разных размеров. Общий вес инструмента превышает 440 кг. Но не любой человек имел право использовать его. По историческим записям «бяньчжун» – это символ привилегии, и только аристократы и знатные люди могли играть на нем. Кроме того, по правилам, в зависимости от ситуации и социального статуса, во время различных мероприятий и церемоний люди играли на разных музыкальных инструментах. В разнице музыки и используемых музыкальных инструментов люди ощущали существование общественного порядка, что помогало обеспечить стабильность сословного строя.

 

    Раз музыка стала методом укрепления господства определенных слоев общества, умение играть музыку стало важным стандартом для определения общественного статуса человека. Все члены императорской семьи и аристократы с детства получали систематическое музыкальное воспитание. Понимание музыки стало одним из шести необходимых для них искусств, помимо знания ритуалов, стрельбы из лука, управления колесницей, и умения читать и писать. Поэтому нетрудно понять, почему многие из китайских представителей господствующих классов имели высокие музыкальные достижения.

 

    Среди многочисленных китайских правителей феодальных империй танский император Тай-цзун (599–649 гг.) (другое имя, данное ему при рождении: Ли Шиминь) лучше всех воспринял идею «управления государством с помощью музыки». С его участием была создана одна из самых могучих империй в истории Китая – династия Тан (618–907 гг.). Отсюда произошло название «танжэньцзе» (буквально: улица танских людей) – китайский квартал или чайта таун, которые существуют во многих городах стран мира.

 

    Как и все другие правители, император Тай-цзун тоже очень любил музыку. В историческом документе найден его разговор с министром по поводу связи между музыкой и управлением государством. После вступления на трон он приказал внести исправления в книгу о ритуалах и музыке. Один из сановников задал вопрос: «Если в книгу включить песни предыдущей династии, то люди, когда их услышат, могут опечалиться и у них появятся мысли об измене». Император Тай-цзун немного подумал и сказал: «Музыка предназначена для того, чтобы воспитывать души людей и приводить в порядок их чувства. Если страна слабая и находится на краю гибели, ее народ непременно будет испытывать тяжелые душевные переживания, когда он слушает музыку. Но если страна могучая и стабильная, то слушая музыку предыдущей династии, люди будут еще больше ценить нынешнюю жизнь, еще старательнее соблюдать сегодняшние правила и этикет».

 

    Теперь в Китае уже нет феодального сословного строя, и ушло в историю время, когда музыка считалась мягкой силой господствующих династий. Но все же она по-прежнему продолжает играть свою роль в стимулировании гармонии в обществе. Китайский мыслитель конфуцианской школы Сюнь-цзы (313 г. до н.э.–238 г. до н.э.) сказал: «Музыка стимулирует установление гармонии в процессе циркуляции крови и «ци»-энергии в человеческом теле, что, в свою очередь, способствует осуществлению гармонии и стабильности в семье и обществе». С этой точки зрения музыка будет играть еще более возрастающую роль.

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan