Музыка – это лучшее средство изменить дурные нравы

 

 

    В конце 2012 года многоактная китайская историческая опера «Су У в чужедальней и дикой стороне», на постановку которой ушло 6 лет, впервые вышла на театральную сцену Китая. В это «духовное пиршество» для гурманов, начиная с момента создания, репетиций и заканчивая постановкой, не только были вовлечены лучшие театральные силы страны, но оно также привлекло особое внимание представителей другой сферы китайского искусства – музыкальных кругов. Дело в том, что главное действующее лицо оперы – Су У, живший в 140 – 60 гг. до н. э., внес особый вклад в развитие традиционной китайской музыки.

 

    Более 2000 лет тому назад один из императоров династии Хань направил Су У в качестве посла к гуннам, где он был захвачен недружелюбными племенами и находился у них в плену в течение 20 лет. Чтобы сломить его волю и подчинить себе, предводитель гуннов сослал Су У в отдаленную местность пасти овец. В течение долгих 20 лет каждый день Су У брал в руки простую бамбуковую флейту («дицзы», поперечная китайская флейта) и играл на ней мелодии своей родной стороны, выражая тем самым тоску по любимой родине. Он был убежден, что в один прекрасный день он наконец сможет вернуться туда.

 

    Такой простой, казалось бы, инструмент как флейта впоследствии оказал серьезное влияние на развитие традиционной музыки Китая. Для Су У флейта была не просто музыкальным инструментом. Исполняемые им мелодии находились за гранью добра и зла, выходили за традиционные рамки музыки. Музыка стала для него средством для очищения и обновления души – с ее помощью он выражал свои переживания. С тех пор музыка постепенно стала символом очищения души человека, искусством, позволяющим выражать чувства, эмоции, настроения, мысли и идеи.

 

    Су У считал музыку «голосом души». Это в полной мере отвечало идеям конфуцианства, которое придавало музыке особый смысл, как лучшему средству для изменения дурных нравов и плохих обычаев. Конфуцианство, которое в течение более двух тысяч лет существования в Китае феодального общества являлось господствующей идеологией, утверждало, что между музыкой и душой существуют отношения взаимосвязи и взаимовлияния. Музыка может воздействовать на людей и изменять их дурные нравы. Конфуцианство считало, что главная задача музыки состоит в том, чтобы совершенствовать человека, обогащать его духовный мир и воспитывать у него хладнокровие, сдержанность, смирение, кротость, сделать его спокойными и выдержанными в нравственном отношении, способным гармонично сосуществовать с окружающим миром. Китайский мудрец Конфуций, живший с 551 по 479 гг. до н. э., сравнивал мелодию музыки с душей новорожденного младенца, считая, что прекрасная музыка может успокоить, устранить причины раздражительности, помочь людям достичь душевного равновесия.

 

    Со временем музыке в духовном плане стали придавать новое значение. Чжугэ Лян (181 – 234 гг.) – китайский полководец и государственный деятель эпохи Троецарствия, любил играть на цине (цинь – общее название ряда струнных музыкальных инструментов, распространенных в Китае). Игрой на цине он вдохновлялся и вселял в себя уверенность в борьбе за объединение страны. Ван Аньши (1021 – 1086 гг.), выдающийся государственный деятель и реформатор, играл на китайской продольной флейте («сяо») для выражения своего устремления служить родине. Ци Цзигуан (1528 – 1588 гг.), военачальник и национальный герой династии Мин, играл на соне (китайский традиционный духовой музыкальный инструмент) для подъема боевого духа. Мелодия исполняемой ими музыки была то раскованной и свободной, то звучной и мощной, то величавой и спокойной. Они воспринимали музыку как зеркало, в котором отражался их внутренний мир. В музыке звучали тревожные ноты постоянного беспокойства наших предков за судьбу страны и народа, демонстрируя их стойкость и несгибаемый характер. С этой точки зрения, музыка была инструментом для выражения чувств человеческой души, а не способом увеселения окружающих или игрой для развлечения.

 

    Чтобы использовать музыку для возвышения души, древние китайцы очень строго относились к выбору музыкальных инструментов. Говорят, что Фуси, легендарный первопредок китайской нации, страстно любил играть на цине, он искал по всей стране, но не смог найти ни одного инструмента, который был бы ему по душе. Тогда он стал собирать наилучшие материалы для изготовления циня, потратил 10 лет, и, наконец, изготовил уникальный цинь. Весь процесс изготовления прошел 72 этапа.

 

    Затем необходимо было овладеть мастерством игры на цине. Однако игра, помимо владения техникой, также требует богатого жизненного опыта и духовного осмысления.

 

    Это произошло более 3000 лет назад, однажды учитель дал задание Бо Я, который позже стал известным мастером игры на цине, играть на инструменте на берегу моря. Глядя на бескрайнее море и на густой непроходимый лес в горах, Бо Я пришел в смятение и не смог играть. И тогда Бо Я понял, что духовное восприятие окружающего мира гораздо важнее, чем просто умение извлекать звуки из инструмента. Поэтому его учитель и приказал ему играть на берегу моря, чтобы возвысить душу своего ученика.

 

    Люди, жившие в старом Китае, всей душой ощущали музыку. Музыка была важной частью жизни образованных людей и средством общения между ними. До наших дней дошла такая история, связанная с известной в Китае мелодией «Тройное цветение сливы». В годы правления династии Восточная Цзинь (316 – 420 гг.) поэт Ван Цзыю отправился в путешествие на лодке и неожиданно повстречался с музыкантом Хуань И, прославившимся игрой на китайской поперечной флейте («дицзы»). Ван Цзыю очень хотелось услышать игру Хуань И. Но они были незнакомы. Однако, узнав о желании Ван Цзыю, Хуань И, ни слова не говоря, стал играть на флейте и исполнил три мелодии. Ван Цзыю молча сидел в лодке и слушал прекрасные звуки флейты. Сыграв на флейте, Хуань И сел в повозку и удалился, а Ван Цзыю продолжил свой путь по реке. Они даже не побеседовали. О причине такого расставания Ван Цзыю со вздохом сказал: «Играя на флейте, Хуань И полностью раскрыл свою душу и настроение. Нам не было нужды говорить еще о чем-то, мы без слов поняли друг друга и уже стали друзьями».

 

    На протяжении трех тысяч лет мелодии традиционной музыки Китая сильно изменялись, музыкальные инструменты также обновлялись. Неизменной оставалась лишь тесная связь между музыкой и душой в китайской музыкальной культуре. Вот что сказал известный китайский ученый, автор многих книг Юй Цююй: «Лишь слушая музыку с состоянии душевного покоя, в соответствующем настроении, ты сможешь прикоснуться к чистым душам предков и ощутить бессмертный дух нации».

 

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan