Найти выход из парадокса
В конце 2011 г. в Китае впервые была опубликована «Синяя книга о работе по искоренению коррупции, морального разложения и утверждению неподкупности и бескорыстия среди чиновников». 19 декабря 2012 г. Академия общественных наук Китая опубликовала вторую такую книгу. Как свидетельствует мониторинг общественного мнения, население страны озабочено рядом важных вопросов, среди которых – трудности контроля за руководящими кадрами. Люди надеются на создание более совершенной системы контроля и управления партийными кадрами.
Антикоррупционная работа в Китае ведется около 20 лет. Благодаря многолетним усилиям достигнуты определенные результаты, однако тенденция частого возникновения коррупции и морального разложения среди чиновников по-прежнему сохраняется. Как следует выходить из антикоррупционного парадокса? Как вести антикоррупционную борьбу в долгосрочной перспективе? Автор этих строк взял интервью у заместителя ответственного секретаря научно-исследовательского центра по вопросам создания неподкупного аппарата Гао Бо, который высказал свое мнение о возникших в ходе антикоррупционной деятельности основных проблемах.
Антикоррупционный путь: одновременно продвигать инициированные сверху управление и контроль и всенародный демократический надзор
«Китай»: После того как состоялся 18-й съезд КПК, в антикоррупционной деятельности страны возникло немало новых феноменов. В частности, члены руководящего коллектива нового созыва КПК активно демонстрируют доступность, неподкупность и бескорыстие, к тому же значительно ускоряются темпы расследования и разрешения особо крупных и важных дел, касающихся коррупции и морального разложения чиновничества. Что Вы об этом думаете?
Гао Бо: На мой взгляд, после успешного завершения 18-го съезда КПК новое направление антикоррупционной деятельности страны характеризуется сближением инициированных на высшем уровне управления и контроля с общенародным демократическим надзором. Для того, чтобы антикоррупционная борьба дала эффект и принесла результат, необходимо продвигать работу в этом направлении.
После завершения 18-го съезда КПК возникло немало новых феноменов, которые вдохновляют и обнадеживают. С точки зрения строгого управления и контроля на высшем уровне, члены руководящего коллектива нового созыва КПК путем усовершенствования стиля работы и исправления партийного стиля оперативно расследовали и наказали казнокрадов и взяточников, демонстрируя решимость КПК положить конец коррупции и моральному разложению. С точки зрения общенародного демократического надзора, в настоящее время население демонстрирует небывалую активность, участвуя в общественном надзоре и борьбе с коррупцией и разложением чиновничества посредством интернета. Можно сказать, объединение управления и контроля на высшем уровне с общенародным демократическим надзором – это ключ к удаче (или неудаче) дальнейшей антикоррупционной работы Китая.
«Китай»: По Вашему мнению, ключом к успешной антикоррупционной работе является объединение управления и контроля на высшем уровне с общенародным демократическим надзором. Как Вы считаете, набирающая в последнее время популярность борьба с коррупцией и разложением посредством интернета – это новый способ демократического надзора?
Гао Бо: Можно и так сказать, но все же такое популярное выражение, как «не столько жаловаться в высшую инстанцию, сколько изобличать факты коррупции и морального разложения в Интернете», несколько преувеличивает роль борьбы с коррупцией и моральным разложением в интернете и в определенной степени искажает реальное состояние дел в антикоррупционной работе. Нельзя отрицать того, что «он-лайновая борьба с коррупцией и моральным разложением» благоприятствует укреплению механизма контроля и обладает своими преимуществами – например, низкой себестоимостью и крупномасштабным влиянием. Однако нужно осознавать, что у сетевой информации есть свои неизбежные недостатки, в том числе ложность и искажение. Больше всего беспокоит то, что сеть иногда используется людьми со скрытыми мотивами. Например, с помощью сети некоторые казнокрады и взяточники манипулируют общественным мнением, что значительно мешает антикоррупционной работе.
Хотя «антикоррупционная кампания в сети» отражает горячее желание широких масс населения пресечь коррупцию и моральное разложение чиновничества, следует осознавать, что «он-лайновая борьба с коррупцией и разложением» является лишь полезным дополнением к антикоррупционной работе, и она не способна заменить судебные органы и органы контроля. Поэтому «антикоррупционная кампания в сети» может играть активную роль только в случае нормализации и здорового развития.
К тому же, мне бы не хотелось, чтобы «он-лайновая борьба с коррупцией и моральным разложением» походила на красивый цветок, который быстро расцветает, но и быстро увядает. Я надеюсь, что подобная кампания перерастет в платформу для выслушивания общественного мнения и контроля над служебными полномочиями, и тем самым сможет защитить и реализовать запросы и желания широких масс населения. Для этого правительственные органы должны создать соответствующий механизм отклика на сетевое изобличение коррупции и разложения. Я убежден, что посредством содействия полезному и искоренению вредного и с помощью здорового развития, «он-лайновая борьба с коррупцией и моральным разложением» сможет способствовать углублению и расширению антикоррупционной работы.
Антикоррупционные меры: ввести в механизм отбора кадров моральную оценку
«Китай»: Хотя в Китае действует немало органов надзора, они не могут сдержать тенденцию учащающегося возникновения коррупции и морального разложения среди чиновников. Как по-вашему, в чем заключаются трудности антикоррупционной работы и как с ними справиться?
Гао Бо: Антикоррупционные функциональные органы Китая в основном состоят из внутренних органов контроля КПК, государственных судебных органов, правительственных органов контроля и аудиторских органов. Исходя из практики конкретной работы, мы осознали, что подобная система все же оставляет желать лучшего. Нередко возникают такие явления: надзор со стороны аналогичной инстанции – наиболее трудный, надзор со стороны низшей инстанции – наиболее слабый, надзор со стороны высшей инстанции – наиболее далекий, проверка дисциплины и контроль – намного позже (несвоевременное расследование и разрешение дел), надзор со стороны общественности – хаос (трудно разобрать, где ложь, а где правда), массовый надзор – наиболее рассредоточенный.
Сегодня китайское правительство осознало, что антикоррупционная работа не может быть отделена от упорядочения прав и интересов различных групп населения. Некоторые специалисты считают, что в антикоррупционной деятельности необходимо принимать во внимание «коррупцию в своих корыстных интересах», т.е. четко разграничивать служебные полномочия и частные интересы лиц, которые владеют публичными правами, а также создать эффективный механизм предотвращения коррупции. Возьмем, к примеру, госслужащих. В работе по искоренению коррупции и морального разложения, с одной стороны, следует обеспечивать их рациональные интересы, с другой – следует четко определить предел их властных полномочий. Только таким образом можно эффективно предотвратить должностные и служебные преступления.
«Китай»: Возьмем в качестве примера высокопоставленного чиновника Бо Силая, который был привлечен к судебной ответственности. Как известно, еще на посту секретаря горкома Даляня Бо Силай начал нарушать законодательство и партийную дисциплину, но смог получить повышение по службе. Другие подобные дела тоже свидетельствуют о том, что некоторые казнокрады и взяточники получали повышение. Не является ли это доказательством того, что в действующем механизме отбора и оценки кадров существуют недостатки? И что надо делать?
Гао Бо: В деле Бо Силая находит глубокое воплощение феномен «коррупции деловых людей». Это означает, что хотя некоторые руководители обладают решимостью и высокой работоспособностью, однако из-за привилегированного положения и слепой погони за личной выгодой они оказываются не в состоянии противостоять соблазнам и тлетворной идеологии. И все это имеет непосредственное отношение к несовершенному механизму отбора и оценки кадров. |
|