Будущее Китая и всего мира
Существенные перемены, происходящие сейчас в международной архитектонике, во многом объясняются сверхбыстрым развитием Китая. На протяжении 30 лет подряд среднегодовые темпы роста китайской экономики находились на уровне около 10%. Китаю потребовались всего лишь короткие 10 лет, чтобы с десятого места выйти на второе место в мире по совокупному объему экономики. Несмотря на стремительные темпы экономического развития, на сегодняшний день ВВП на душу населения в Китае только-только превысил 5000 долларов США; это говорит о том, что Китай все еще является страной со средне-низким уровнем доходов. Однако мировое сообщество уже не воспринимает Китай как развивающуюся страну и требует от Китая взять на себя большие международные обязательства и ответственность. По мере непрерывного упрочения уверенности в настоящем и будущем страны отдельные представители китайской элиты стали зазнаваться и требовать от правительства проведения твердой внешней политики. Это в определенной степени приводит к обеспокоенности и настороженности мирового сообщества.
В докладе на открытии 18-го съезда КПК Ху Цзиньтао подчеркнул, что мирное развитие по-прежнему выступает главной тенденцией сегодняшнего мира, и Китай обладает прекрасными перспективами мирного развития.
Во-первых, Китай, как и раньше, обладает большим потенциалом для дальнейшего развития, и будет осуществлять переход от «мировой фабрики» к «мировому рынку».
Начиная с 2011 г. китайское правительство стало осуществлять 12-ю «пятилетку» и утвердило курс на обеспечение продолжительного развития экономики путем расширения внутреннего потребления. Хотя несбалансированность развития между регионами, а также между городом и деревней остается «самым уязвимым местом» страны, это в то же время предоставляет большое пространство для дальнейшего развития экономики.
Несмотря на то что в последние годы темпы роста экономики в восточных приморских районах страны замедляются, темпы экономического роста в центральных районах Китая достигают почти 14%, что намного выше среднего показателя по всей стране. К тому же, западный регион, темпы экономического развития которого пока не превышают средний уровень по стране, в предстоящие десятилетия непременно вступит в этап сверхбыстрого развития. На сегодняшний день численность городского населения в Китае уже превысила 50% от общего количества населения, в то время как аналогичный показатель в развитых странах мира составляет выше 70%. По предварительным подсчетам, если среднегодовой прирост городского населения будет составлять 1%, то для достижения нынешнего уровня развитых стран Китаю потребуется как минимум 20 лет.
По прогнозу международной консалтинговой компании McKinsey & Company, к 2020 г. индивидуальное потребление в Китае станет важнейшим движителем роста ВВП и к 2025 г. будет вносить самый большой вклад в ВВП, оттеснив инвестиции. Рост индивидуального потребления в свою очередь стимулирует значительный рост импорта; по прогнозу специалистов, в предстоящие 5 лет Китай обгонит США и станет крупнейшим в мире импортером. То, что Китай предоставит крупный рынок для всех своих торговых партнеров, создаст благоприятные условия для улучшения трудоустройства в соответствующих странах. Поэтому у Китая нет никаких причин для продвижения продолжительного развития немирными средствами.
Во-вторых, одновременно с привлечением иностранного капитала Китай осуществит переход от «страны-импортера капитала» к «стране-экспортеру капитала».
В последние годы внешние прямые инвестиции Китая демонстрируют быстрый рост, в 2011 г. объем внешних инвестиций достиг 74,7 млрд долларов США, что на 8% больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. На конец 2011 г. объем прямых внешних инвестиций Китая уже превысил 428 млрд долларов США, основные фонды за рубежом достигли 2 трлн долларов США, при этом, за границей действовали свыше 18 тыс. предприятий с участием китайского капитала. Китайские капиталы не только хлынули в развивающиеся страны мира, но и устремились на рынки США, стран ЕС и других развитых экономических субъектов. Китайские капиталы за рубежом были вложены не только в отрасли энергетики и ресурсов, но и в отрасли производства, и даже в сектор инновационной экономики с высокой добавленной стоимостью. Китайские телекоммуникационные корпорации Huawei и ZTE стали флагманами для отечественных предприятий, которые планируют освоить международный рынок. Разные государства, распахнув объятия, ждут «новый» Китай, способный принести миру крупные инвестиции и ощутимый экономический эффект.
В-третьих, Китай является самым главным бенефициаром ныне действующей международной экономической структуры, поэтому он не собирается разрушать данную систему.
30 с лишним лет, прошедшие с начала проведения политики реформ и открытости, ознаменовали для Китая процесс непрерывного участия в международном сотрудничестве и слияния с международной экономической системой. После того как в начале 21-го века Китай стал полноценным членом ВТО, китайская экономика обрела более широкое пространство для дальнейшего развития, с другой стороны, это также подтолкнуло Китай к проведению экономической реформы. 10 декабря 2012 г., во время инспекционной поездки в провинцию Гуандун, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин подчеркнул, что реформы будут продолжаться, а открытость углубляться. Его слова свидетельствовали о том, что новое поколение руководителей Китая наследует дух Дэн Сяопина, которого называют архитектором китайских реформ, и будет и далее реализовывать политику реформ и открытости, чтобы тем самым способствовать здоровому развитию китайской экономики и достичь соответствия общепринятым нормам международного права. Как очевидно, изменять мировую экономическую систему немирным путем – абсолютно не в интересах Китая.
В-четвертых, конфликты не отвечают интересам развития Китая.
Между Китаем и соседними с ним странами существуют разногласия относительно территории и территориальных морей; в прошлом между ними неоднократно вспыхивали пограничные конфликты. Несмотря на это, за 30 с лишним лет проведения политики реформ и открытости, Китай и его соседи сформировали дружественные отношения, и теперь разделяют друг с другом как радости, так и невзгоды. Урегулирование споров немирным путем только ухудшит внешнюю обстановку китайского развития и даже приостановит процесс мирного развития Китая, а это идет вразрез с идеей возрождения китайской нации. В долгосрочной перспективе Китай будет и далее придерживаться принципа «Отложить споры и проводить совместное освоение», так как такой принцип как нельзя лучше отвечает основной стратегической цели Китая. Достигать консенсуса с заинтересованными сторонами путем переговоров и через дипломатические каналы – это главная политика Китая при урегулировании пограничных конфликтов.
Как всем известно, конфликты вокруг территории и территориального моря являются особенно чувствительными. Урегулирование подобных проблем не только зависит от позиции и подхода китайской стороны, но и требует совместных усилий всех соответствующих сторон. По мнению Китая, самым эффективным способом избежать эскалации территориальных споров является совместное создание антикризисного механизма. Наряду с этим, Китаю следует ускорить процесс модернизации сил обороны. Курс на мирное развитие приобретет реальное значение только тогда, когда Китай будет обладать способностью предотвращать войны.
Хотя отношения между Китаем и другими странами мира на сегодняшний день характеризуются сложностью и неоднозначностью, это вовсе не значит, что стороны не могут жить на основе принципов мирного сосуществования, взаимной выгоды, обоюдного выигрыша и совместного развития. Просто для достижения этой цели потребуются более широкий кругозор, большее терпение, более гибкие методы, более эффективные решения и более активное сотрудничество. |
|