«Заложники» литературы

    

    

    Став лауреатом Нобелевской премии, Мо Янь получил денежное вознаграждение в размере 7,5 млн юаней. По прогнозу специалистов, после получения премии доходы Мо Яня резко возрастут: объем продаж его книг в этом году непременно превысит 100 млн юаней, а общая сумма авторского гонорара (процентное отчисление с каждого проданного экземпляра во всем мире) составит более 100 млн юаней. Основатель Рейтинга самых богатых китайских писателей У Хуайжао даже предположил, что совсем скоро Мо Янь вознесется на первую строчку этого рейтинга.

 

    На протяжении долгого времени Мо Янь и другие китайские писатели, чье творчество относится к «чистой литературе» («чистая, или серьезная литература» – по контрасту с популярной коммерческой литературой – поднимает актуальные социальные проблемы, содержит глубокие размышления и наводит читателя на размышления о человеческих ценностях и смысле жизни) пребывали в трудном положении, которое характеризовалось бедностью, непризнанностью среди широких слоев публики, туманными перспективами и «инаковостью» по сравнению с авторами массовой литературы. Все надеются, что присуждение Мо Яню Нобелевской премии пробудит интерес к «чистой литературе» и изменит к лучшему ту неодназначную ситуацию, в которой приходится творить соответствующим писателям. Как бы то ни было, то, что в современном мире, несмотря на все трудности, проблемы и препятствия, есть писатели, которые отстаивают свою концепцию творчества и посвящают всю свою жизнь служению «чистой литературе» и идеалам Родины, достойно восхищения и всяческих похвал.

 

 

Те, кого «содержат» за казенный счет

 

    Мо Янь – не только именитый писатель, но и заместитель председателя Союза китайских писателей (СКП). Упомянутая организация была учреждена в 1949 г. и получает денежную поддержку со стороны правительства. Например, только в 2011 г. СКП получил дотации из госбюджета в размере 127,18 млн юаней. К настоящему времени СКП насчитывает более 8900 членов. Тех, кого «содержат» за счет государства, называют «профессиональными литераторами»: они получают ежемесячную зарплату и имеют медицинское страхование. По словам главы секретариата СКП Чэнь Цижуна, всего в стране насчитывается 173 таких «профессиональных литератора»; все они, в основном, работают в НИИ при Союзе китайских писателей, Всекитайском союзе работников литературы и искусства, литературных институтах и различных СМИ страны.

 

    Откровенно говоря, постоянные зарплаты в определенной степени служат надежной гарантией того, что профессиональные писатели будут спокойно и целенаправленно заниматься литературным творчеством. «Покупка жилья на авторский гонорар – это почти недостижимая мечта. Во всей стране, пожалуй, только Го Цзинмин зарабатывает достаточно, чтобы купить квартиру (от редактора: Го Цзинмин, 1983 г. рожд., является автором ряда бестселлеров; в 2011 г. его авторский гонорар достиг 24,5 млн юаней)», – признался Мо Янь.

 

    Известный китайский писатель Би Фэйюй в интервью СМИ затронул проблемы, с которыми сталкивается китайская литература в ориентированном на достижение коммерческой прибыли современном обществе. Он сказал: «Литература в Китае сейчас ни во что не ставится, так как она плохо продается и не способна прокормить даже сама себя. Хотя китайская экономика развивается быстрыми темпами, “литературная экономика” застыла на месте. С какой стороны ни посмотри – это ненормально. На сегодняшний день подорожало все, кроме литературы. Будучи работником литературы я не хочу мириться с тем, что, как утверждают некоторые, “серьезная литература” умерла, но, если говорить с экономической точки зрения, то никто не может отрицать тот факт, что современная китайская литература непрерывно обесценивается».

 

    Писательница Чжоу Сюаньпу из провинции Шэньси недавно опубликовала в своем микроблоге список полученных в 2011 г. гонораров. Размер гонораров как раз свидетельствует о проблеме, которую обозначил Би Фэйюй. Посудите сами: в 2011 г. писательница опубликовала произведения объемом в 250 тыс. иероглифов, за которые получила гонорар в размере 24 тыс. юаней, т.е. в среднем каждый иероглиф был оценен издателем менее чем в 1 мао (0,1 юаня).

 

    На самом деле, в последние десятилетия 20 в. авторские гонорары были гораздо выше. По словам одного из писателей, за свой первый роман, опубликованный в 1988 г., он получил 2000 юаней. Эта сумма для него была просто фантастической, ведь в то время ежемесячная зарплата писателя составляла не более 100 юаней. «Раньше писатели очень гордились своей профессией. Она не только считалась уважаемой и, как бы мы сейчас сказали, престижной, но и позволяла вполне достойно обеспечивать семью. А сегодня, к сожалению, гонорар за одну книгу составляет всего около 20 тыс. юаней. Поэтому, честно говоря, я уже давно не хочу ничего писать. Чем бы я ни занимался, мой доход все равно будет выше, чем доход от литературной деятельности».

 

    Согласно данным Государственного статистического управления Китая, в 1990 г. среднедушевые доходы городского населения Китая составляли 1516 юаней в год; в 2010 г. аналогичный показатель увеличился до 21033 юаней, т.е. за 20 лет вырос в 12 раз. Это цифра намного превышает темпы роста авторского гонорара за аналогичный период. Согласно критериям выплаты гонораров, обнародованным в 1990 г. Государственным управлением по делам авторского права Китая, гонорар за каждую тысячу иероглифов составляет 30–50 юаней. На сегодняшний день общепринятые критерии таковы: за каждую тысячу иероглифов выплачивается около 100 юаней, что всего в 2 раза (!!!) больше показателя 20-летней давности. Соответственно, темпы роста гонораров составили 1/6 темпов роста доходов населения за аналогичный период.

 

    Председатель СКП Те Нин прокомментировала это следующим образом: «Я думаю, что пока нельзя отменять действующую ныне в Китае систему господдержки “профессиональных литераторов”. Китай в состоянии выделить необходимые средства для содержания выдающихся писателей. Если наша страна, которая славится как мощная держава, не сможет выплачивать зарплаты и гранты талантливым литераторам, то куда это будет годиться...».

 

    Однако, такая система господдержки вызывает массу нареканий и критических замечаний. Молодой писатель Хань Хань (1982 г. рожд., один из популярных писателей Китая) считает, что писатели, которые содержатся за счет государства, не только лишаются самостоятельности и независимости, но и в большинстве случаев становятся пособниками и «орудием» политической пропаганды.

 

 

Те, кто самостоятельно выживают на рынке

 

    По статистике СКП, в стране насчитывается 173 «профессиональных литератора», которые занимаются литературным трудом и регулярно получают за это зарплату от государства. Как же обстоит дело с представителями «серьезной литературы», которым приходится самостоятельно выживать на рынке и бороться за любовь и признание читателей?

 

    Рейтинг самых богатых китайских писателей свидетельствует о том, что писатели, творящие в рамках «чистой литературы», все чаще сталкиваются с различными трудностями, включая трудности финансового характера. Если в рейтинге за 2006 г. в первой десятке писателей-богачей было 5 представителей «серьезной литературы», то в 2007 г. их количество уменьшилось до 4, а в 2008 и в 2009 гг. первые десять строчек рейтинга заняли популярные писатели массовой литературы. В рейтинге за 2010 г. все еще встречались имена таких писателей традиционной школы, как Цзя Пинъао, Ван Мэн, Май Цзя и Чжоу Гопин, однако ни один из них не вошел в первую десятку списка. К тому же, суммарный размер их авторских гонораров составил всего 7,95 млн юаней, что значительно меньше гонораров знаменитого детского писателя Чжэн Юаньцзе, достигших аж 19,5 млн юней.

 

    Цзя Пинъао, Ван Мэн, Май Цзя и Чжоу Гопин как представители «серьезной литературы» хорошо известны в стране и даже за рубежом, поэтому если даже им приходится несладко, то что уж говорить о малоизвестных и не слишком популярных писателях... Откровенно говоря, большинство писателей нередко живут чуть ли не за чертой бедности. В качестве примера можно привести молодого писателя, писавшего под псевдонимом «Шамочжоу» (на русский переводится как «Лодка в пустыни»). В прошлом году он скончался из-за тяжелой болезни, а до этого жил в крайней бедности: очень часто его единственной едой за весь день была одна черствая пампушка.

 

    Писатель Жэнь Юй, уроженец города Чжэнчжоу провинции Хэнань, в течение 14 лет писал роман под названием «Царство мудрости: история, бытующая на берегах Хуанхэ». Хотя роман был издан около 10 месяцев назад, писатель до сих пор не получил ни копейки. Восемь лет тому назад Жэнь Юй переехал в Пекин, чтобы продолжить заниматься литературным трудом в более удобных условиях. В настоящее время он работает редактором в одном из столичных издательств. Его годовой доход составляет менее 50 тыс. юаней, при том, что на жизнь в столице у супругов уходит примерно 30 тыс. юаней в год. По причине непрерывного повышения арендной платы за квартиру супругам приходится часто переезжать с места на место; недавно они были вынуждены переехать в 18-й раз.

 

    Так что вовсе неудивительно, что многим писателям пришлось оставить писательскую деятельность и выбрать другое занятие, чтобы иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. Писатель Бэй Цунь, который считался одним из представителей авангардизма, в последние годы больше не пишет книги и переквалифицировался в сценариста, а Инь Личуань, одна из лучших китайских писательниц 70-х годов прошлого века, давно начала режиссерскую карьеру... Бывший писатель Цзянь Итань ныне является издателем. Объясняя свое решение, он сказал: «Размер авторского гонорара за книгу, выпущенную тиражом в 700 тыс. экземпляров, составил всего 15 тыс. юаней. Я осознал, что если моя жизнь не будет иметь надежного экономического фундамента, в Пекине мне просто не выжить. Поэтому мне пришлось расстаться с мечтой о том, чтобы развиваться как писатель, и выбрать другую профессию. Теперь я стараюсь стать успешным издателем, и, думаю, у меня неплохо получается».

 

    Тем не менее, в Китае по-прежнему остались писатели традиционной школы, которые несмотря ни на что продолжают творить в рамках «чистой литературы» и решительно отказываются писать чисто коммерческие вещи ради высоких продаж. В частности, есть немало писателей «поколения 70-х», которые добросовестно и старательно работают, получая удовольствие уже оттого, что занимаются любимым делом. В 1994 г. писательница Шэн Кэи устроилась работать редактором в городе Шэньчжэнь и в том же году стала публиковать свои рассказы и статьи в различных газетах и журналах. Во втором полугодии 2001 г. Шэн Кэи уволилась по собственному желанию и переехала в Шэньян, где себестоимость жизни значительно дешевле, чем в Шэньчжэне. Живя в Шэньяне, она полностью посвятила себя литературному творчеству и через несколько лет выпустила свою первую книгу. Позже она переехала в Пекин и теперь пишет романы дома. По словам писательницы, «для того чтобы заниматься любимым делом, не нужно особых причин, искренняя увлеченность тем, что ты делаешь, – это единственная движущая сила прогресса». Шэн Кэи понимает, что будучи писателем она вряд ли когда-нибудь разбогатеет, но ради творчества она готова пожертвовать многими материальными благами.

 

    Литературный критик Чжан Нин, который 5 лет тому назад яростно критиковал писателей, родившихся в 70-е годы прошлого века, теперь поменял свою точку зрения и смотрит на них совсем по-другому: «На самом деле, многие писатели “поколения 70-х” не отступили, признав свое поражение, а продолжают упрямо двигаться вперед. На сегодняшний день именно они являются главной силой современной китайской литературы».

  1. Госсовет КНР утвердил бесплатный проезд легковых автомобилей по платным автодорогам в праздничные дни | Рынок поисковых систем Китая во втором квартале вырос на 62% | О нас | Контакт с нами
  2. Copyright © 2009-2010, kntan