Сокровищница таинственной тибетской медицины
Тибетская медицина, имеющая многовековой опыт в применении лекарственных средств природного происхождения, уже на протяжении многих столетий служит тибетскому народу и является яркой жемчужиной тибетской культуры. Тибетская медицина наряду с древнекитайским, древнеиндийским и древнеарабским искусством врачевания входит в число четырех древнейших традиционных медицинских систем мира. В административном центре провинции Цинхай – Синине – находится Музей тибетской медицины и фармакологии, где можно поближе познакомиться с этим удивительным феноменом уникальной тибетской культуры.
Сокровищница таинственной тибетской медицины
Старинные хирургические инструменты
Начиная с давних времен, а точнее – с 8 в. н.э., тибетские врачи проводили сложные хирургические операции, в том числе операции на черепе и головном мозге. В это даже сложно сейчас поверить, но тибетцы овладели необходимым хирургическим мастерством на тысячу с лишним лет ранее, чем их европейские коллеги. В те давние времена в сумке тибетского врача имелось около 65 инструментов, включая иглы, эндоскоп, щипцы и хирургические ножи – «прародители» современного скальпеля, с помощью которых можно было провести, например, операцию по удалению катаракты или пункцию перикарда. К настоящему времени сохранилось несколько сотен древних медицинских инструментов, которыми пользовались тибетские врачи. Причем, более двуста из них выставлено в Музее тибетской медицины и фармакологии.
В 8 в. появился ставший впоследствии всемирно известным трактат по тибетской медицине «Четыре тантры» (по-тибетски: «Чжуд-ши»), составленный йогином Ютогом Йондан-гонпо (старший). В 12 в. Ютог Йондан-гонпо (младший), потомственный врач и автор многих медицинских текстов, создал окончательную версию трактата.
«Чжуд-ши» – классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран, . В нем излагаются основные теоретические положения тибетской медицины и представлено лекарственное сырье. Интересно, что автор этого средневекового трактата упоминает трепанацию черепа, подробно описывает 360 костей скелета человека и расположение на теле меридианов «цзинло», а также отдельно останавливается на специфике и методах работы с различными хирургическими инструментами.
В развитии тибетской хирургии огромную роль сыграли представители тибетского духовенства. Многие известные тибетские врачи были авторитетными буддийскими наставниками высшего ранга. Причина этого кроется в старинном тибетском обряде погребения «Небесные похороны» (по-тибетски «джха-тор», что дословно означает «раздачу милостыни птицам») – одному из трех видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание тела в реку. Согласно тибетским верованиям, смерть – необходимый этап процесса реинкарнации. В момент смерти душа покидает тело. Пустая «оболочка» скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности. Чем быстрее исчезнет тело усопшего, тем легче душе отправиться в заоблачный мир и найти себе новое. Именно по этой причине большинство тибетцев предпочитает после смерти «Небесные похороны». Данный ритуал был введен в свое время выдающимися буддийскими учителями. «Могильщики» – «рогьяпы», привязав тело усопшего, делали на нем надрезы, для того чтобы птицам было легче разрывать плоть. После того как птицы насыщались, рогьяпы собирали кости, смалывали их в порошок и смешивали с пищей, чтобы снова скормить птицам. В процессе разрезания тел и сбора костей рогьяпы познали многие тайны человеческой анатомии.
Еще в 17 в. некий тибетский медик с помощью золотых игл успешно сделал операцию Пятому Далай-ламе, страдавшему катарактой, и возвратил ему зрение.
И по сей день в Тибете по-прежнему широко применяются традиционные методы лечения. Методы тибетской медицины особенно эффективны при борьбе с хроническими недугами. Например, при артрите, кожных заболеваниях и других тяжелых болезнях хорошо помогает кровопускание.
Наглядные учебные пособия
В выставочном зале музея висит множество превосходно выполненных плакатов, которые носят красивое название «ман-тан» (тибетское название образовано за счет сложения двух слов – «sman» и «thangka»). «Ман» («sman») означает «лекарственный», «медицинский», а «тан» как сокращенное от «thangka» – произведение тибетской буддийской живописи, т.е. танка; соответственно, «ман-тан» – это учебный плакат в тибетской медицине. Всего в музее хранится 80 танка, которые наглядно и образно иллюстрируют многие разделы медицины и методы лечения, такие как, например, развитие человеческого зародыша, расположение костей, сосудов и нервов, пульсовая диагностика, диагностика по моче, кровопускание, клизма, вызывание рвоты и др.
В музее имеется, пожалуй, самый старый в мире и наиболее достоверный плакат, подробно рассказывающий о процессе развития человеческого эмбриона. Этот плакат был создан тибетскими медиками еще более 1300 лет назад, когда в их распоряжении не было никакого диагностического оборудования. В нем по неделям подробно описывается процесс развития зародыша в течение 38 недель после слияния сперматозоида с яйцеклеткой. Три основных этапа развития плода представлены с помощью изображений рыбы, черепахи и свиньи. Выбор этих животных неслучаен: он вполне соответствует сегодняшним представлениям, основывающимся на эволюционной теории Ч. Дарвина, о том, что биовиды постепенно переходили от водного, к земноводному и, далее, к наземному образу жизни.
В качестве уникального в истории мировой медицины учебного пособия плакаты «ман-тан» продолжают играть большую роль в распространении тибетской медицины и до сих пор остаются важным иллюстративным учебным пособием при обучении азам тибетской медицины в Китае.
Начиная с давних времен, а точнее – с 8 в. н.э., тибетские врачи проводили сложные хирургические операции, в том числе операции на черепе и головном мозге |