Фарфор – плод мудрости
Цветная фарфоровая пиала с изображением птиц и цветов из Цзянсиского музея
В одном из музеев Швеции хранится бесценный экспонат – старинное фарфоровое изделие с «водяными натеками», которое называют – ни много ни мало – подлинным «национальным достоянием». Это изделие имеет интересную историю.
Двести с лишним лет тому назад жил некий шведский аристократ, страстный коллекционер, просто обожавший изящные вещицы из китайского фарфора. Однажды он решил заказать в Поднебесной сосуды из фарфора, как мы называем это сейчас, «собственного дизайна» и направил в Шанхай нарочного, чтобы тот лично доставил эскизы на фарфоровую фабрику. Поскольку путь был отнюдь не близким, и корабль шел до Китая несколько месяцев, эскизы, по которым следовало выполнить заказ, успели отсыреть, в результате чего на них проступили едва заметные водяные пятна.
Получив эскизы декора, китайские мастера увидели эти пятна, однако им не у кого было узнать, была ли то задумка автора или следы от воды появились в результате нелепой случайности. В конце концов, мастера решили изготовить изделия строго по эскизам. Чтобы на фарфоровых изделиях получились водяные разводы, китайские мастера проявили при обжиге смекалку, изменив состав глиняного сырья. Так «водяные натеки» в качестве составляющей орнамента появились на фарфоровых изделиях. Получив заказ, шведский аристократ сначала очень удивился, но, узнав причину появления на фарфоре такого необычного «рисунка», восхитился высочайшим мастерством китайских мастеров.
История эта служит одним из примеров непрерывного развития и совершенствования технологии изготовления китайского фарфора. Начиная с эпох Шан (16–11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 в. – 3 в. до н.э.) мастерство изготовления фарфора и керамики непрерывно развивалось: если в самом начале фарфор был бледно-зеленого цвета (такой фарфор назывался «цинцы», т.е. селадон), то со временем мастера научились обжигать белую глазурь, а позже и цветной фарфор. На протяжении 3000 с лишним лет китайские мастера неустанно вели поиски и эксперименты. Обыкновенная глина стала превращаться в их руках в дорогостоящие изделия – настоящее «золото», а технологии изготовления фарфора прославились на весь мир. Можно сказать, что все звенья этого сложного процесса – начиная от выбора сырья, создания эскизов и до обжига – отражают мудрость китайцев.
При изготовлении фарфоровых изделий китайские мастера уделяли большое внимание выбору сырья, чтобы затем максимально выявить и продемонстрировать его уникальные особенности. Рассмотрим в качестве примера бело-синий фарфор «цинхуацы» (кит.: 青花瓷). Цветочный декор очень красивого темно-синего цвета на таком фарфоре получается в результате обжига кобальтового сырья (нынешняя окись кобальта), заимствованного из Персии. Кобальтовые краски наносят на белую заготовку (техника подглазурной росписи синим кобальтом), которую затем покрывают прозрачной глазурью и обжигают при высокой температуре. Так появляется на свет оригинальный бело-синий фарфор, отличающийся изысканной росписью.
Применяя окись меди, китайские мастера изобрели уникальный фарфор с подглазурной медно-красной росписью «юлихун» (кит.:釉里红). После высокотемпературного обжига изделие приобретает насыщенный темно-красный цвет.
Фарфор обычно получают в результате высокотемпературного обжига тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Испокон веков китайские мастера прекрасно знали, что состав глины влияет на качество фарфора. На огромной территории Поднебесной добывают различные глины, которые идут на изготовление разных фарфоровых изделий. Например, город Цзиндэчжэнь провинции Цзянси располагает богатыми запасами каолина. С незапамятных времен, а точнее с 7 в., здесь селились фарфоровых дел мастера. До династии Сун (960–1279) этот город носил название Чанъаньчжэнь. Но однажды сунский император Чжэнь-цзун, во время правления под девизом «Цзиндэ» (1004–1007), послал в Чанъаньчжэнь чиновника, чтобы тот наладил регулярные поставки фарфоровых изделий к императорскому двору. На донышке каждого предмета, отправлявшегося в столицу, ставили клеймо, подтверждающее подлинность изделия: «Изготовлено по повелению Цзиндэ». Вот почему этот фарфор стали называть «цзиндэчжэньским», а город был переименован в Цзиндэчжэнь.
Каолин, или каолиновая глина (кит.: 高岭土, русск.: «гаолинту»), – это жирная белая или светлоокрашенная глина, которая имеет в своем составе вещество каолинит, образовавшееся в ходе геологических процессов; основной элемент этой глины на основе алюмосиликатов составляет кремнезем; глина также содержит микроэлементы и минеральные соли, в том числе кальций, магний, цинк, медь, калий. Термин происходит от топонима «Гаолин» (кит.: 高龄, русск.: Высокие холмы) – названия местности и холмистой гряды, что тянется с севера на юг по линии стыка провинций Хэнань и Хэбэй. Каолин отличается высокой огнеупорностью, благодаря чему изготовленные из него фарфоровые изделия являются тонкостенными, похожими на тонкий фаянс, почти «прозрачными» – просвечивающими, а также гладкими и прочными. Недаром каолин славится как первоклассный материал для изготовления фарфора, а Цзиндэчжэнь получил известность как «столица фарфора Поднебесной».
Во Франции тоже есть свой «цзиндэчжэнь» – это город Лимож (Limoges), который называют всемирным центром производства французского фарфора. В его окрестностях находились лучшие в Европе залежи каолина и обширные лесные массивы. А фарфор китайского производства покорил европейского потребителя своим высоким качеством и неповторимой изысканностью еще в 17–18 вв. Примечательно, что в то время на европейских рынках цзиндэчжэньский фарфор ценился на вес золота. После того как многолетнее копирование не дало никакого эффекта, в 1709 г. французский миссионер-иезуит Пьер д’Энтреколь (китайское имя – Инь Хунсюй), преодолев долгий путь, прибыл в Цзиндэчжэнь, чтобы разведать информацию о технологиях изготовления фарфора. Он ежедневно посещал гончарные мастерские, подробно фиксируя состав тонкодисперсной смеси и весь пошаговый процесс изготовления фарфора. Дважды – в 1712 и 1722 г. – Инь Хунсюй посылал донесения во Францию с подробным описанием образцов и тонкостей технологического процесса. Спустя 20 с лишним лет после прибытия Инь Хунсюя в Поднебесную Франция, наконец, сумела наладить производство настоящего фарфора.
Названия фарфоровым изделиям традиционно давали по наименованию мастерских, гончарных печей (например, «Цзиндэяо») или по месту изготовления; свои названия имели и разновидности фарфора – глазурованного, расписного, с цветной эмалью, монохромные, с гравировкой или рельефным рисунком. Технологии производства непрерывно совершенствовались.
В отличие от гончарных мастерских Цзиндэчжэня (печи «Цзиндэяо»), где сырьем для изготовления фарфора служит каолин, в печах «Цычжоуяо» (уезд Цысянь провинции Хэбэй) обжигали местную глину; изделия были ангобированными: еще до обжига их покрывали ангобом из белой глины или глины цвета слоновой кости, а затем наносили коричнево-черную (краска на основе меди) подглазурную роспись.
Пластичная глина, которую добывают в уезде Цысянь, – пористая не слишком отмученная, крупнозернистая (шамот) – отличается высоким содержанием алюмосиликата. Поначалу здешние фарфоровые изделия были пористыми и в железных крапинках, к тому же, по весу они были намного легче других видов фарфора. Из-за того что в местной глине содержится железо, титан и другие цветные металлы, фарфоровые заготовки имеют сероватый и даже коричневатый цвет.
Чтобы избавиться от этих недостатков, цысяньские умельцы стали уделять большее внимание шихтам – смесям исходных материалов – и со временем разработали рецепт высококачественной шихты. Местный фарфор приобрел гладкую поверхность, ко всему прочему, его покрывали блестящей белой глазурью. Благодаря неустанным творческим поискам цысяньских мастеров фарфор, изготовленный в печах «Цычжоуяо», славится на всю страну как образец высокого искусства.
|