Брак становится «материальным активом»?

 

 

    13 августа вступило в силу новое толкование Закона КНР о браке, которое полностью разрушило планы жительницы Нанкина Чжу Ли. Дело в том, что Чжу Ли как раз ожидала решения суда по делу о расторжении брака, чтобы получить причитающуюся ей половину недвижимого имущества и тем самым наказать уличенного в неверности мужа по имени Гао Вэй. Чжу Ли даже не принимала в расчет тот казус, что дело может обернуться таким образом, и ей, хотя она и является потерпевшей стороной, в соответствии с новым толкованием закона не достанется ровным счетом ничего.

    Недавно Верховный народный суд КНР обнародовал новое «Толкование некоторых положений Закона КНР о браке (3)» (далее: «Толкование права»). В соответствии с «Толкованием права», местный суд вынес следующее решение: так как первоначальный взнос за квартиру внес именно ее супруг Гао Вэй, Чжу Ли не может рассчитывать на раздел имущества и получение права на половину домовладения. Данное решение суда не только вызвало праведный гнев со стороны госпожи Чжу, которая, выражаясь буквально, осталась после развода «у разбитого корыта», но и положило начало бурным дискуссиям в обществе. Во что превращается современный брак? Что закладывает основу брака – любовь или права собственности на материальные активы?

    «Борьба» за право собственности на квартиру

    Свадебные фотографии уже готовы, дорогой ресторан заказан, красивые приглашения разосланы всем родственникам и друзьям... Сяо Бэй и Чэнь Цзюнь, завершив все необходимые приготовления, с нетерпением ожидали дня свадебного торжества, которое должно было состояться 1 октября – в Национальный праздник КНР. Кто бы знал, что обнародованное в августе «Толкование некоторых положений Закона КНР о браке» вызовет споры и раздоры между молодыми людьми, совсем недавно впервые назвавшими друг друга мужем и женой.

    «Пока супруги любят друг друга, никаких проблем не возникает, но как только они вдруг решают развестись – то пиши пропало!»... «И действительно, раньше я даже завидовала Сяо Бэй, но сейчас...» – так отреагировали подруги Сяо Бэй, когда они прогуливались по магазинам в один из выходных дней и в разговоре случайно затронули такую актуальную для всех сейчас тему, как реализация нового «Толкования права». Дискутируя, подруги вспомнили в качестве примера молодоженов Сяо Бэй и Чэнь Цзюня. И хотя ни одна из подруг не вкладывала в сказанное ничего серьезного, каждое их слово отзывалось в душе Сяо Бэй болью, словно подруги нарочно сыпали ей соль на рану.

    Сяо Бэй и Чэнь Цзюнь вместе учились в университете, полгода назад расписались и получили свидетельство о браке. Чуть позже родители Чэнь Цзюня приобрели для молодой семьи квартиру, зарегистрировав ее на имя своего сына. В тот же день вечером, расставшись с подругами, Сяо Бэй прямиком направилась в дом родителей мужа и потребовала от них внести ее имя в свидетельство о праве собственности на квартиру, чтобы право на половину домовладения отныне принадлежало ей как законной супруге. Разволновавшаяся девушка даже пригрозила свекру и свекрови отменить свадебную церемонию. Слова Сяо Бэй потрясли родителей. «Мы купили квартиру за свои деньги! С какой стати мы будем оформлять ее на твое имя?!» – требование невестки вызвало у свекрови беспредельное возмущение. «А мои родители не только сделали ремонт в квартире, но и купили всю мебель!», – вскричала Сяо Бэй, не в силах сдержать накопившиеся эмоции. «Что ты причитаешь? Мы только что поженились, а ты уже задумалась о разделе имущества при разводе?!» – теперь уже рассердился и сам Чэнь Цзюнь и, хлопнув дверью, вышел из дома...

    С тех пор отношения молодоженов зашли в тупик. Бедный Чэнь Цзюнь оказался меж двух огней: с одной стороны на него напирали родители, требующие, чтоб сын признал их правоту и образумил жену, а с другой стороны, – жена, требовавшая внесения соответствующих изменений в документы. «Разве я не права? Я всего-навсего хочу защитить свои интересы в браке», – возмущалась Сяо Бэй, считая, что семья мужа хочет «обделить» ее. На самом деле, после вступления в действие нового «Толкования некоторых положений Закона КНР о браке» между многими молодоженами, подобно Сяо Бэй с Чэнь Цзюнем, развернулась «борьба» за право на домовладение.

    Семейно-брачные отношения становятся все более «материальными»

    Споры вспыхнули из-за Статей 7, 10 и 11 «Толкования права», которые касаются вопросов домовладения и устанавливают нерушимую связь покупателя недвижимости с правом собственности на недвижимость. В этом отношении был проведен ряд существенных реформ, направленных на урегулирование юридических проблем, которые нередко возникают при разводе и становятся камнем преткновения между бывшими супругами. В вышеупомянутых статьях нового «Толкования права» четко прописано: имущество, нажитое до вступления в брак, принадлежит тому, кто его приобретал, и после вступления в брак оно не приобретает статус совместно нажитого обоими супругами имущества и, соответственно, не подлежит разделу, если только на это не существует письменной договоренности между сторонами; если родители одного из супругов купили квартиру еще до вступления их сына или дочери в брак, то они совершают акт личного дарения имущества в пользу сына или дочери, делая его или ее собственником квартиры; если родители одного из супругов покупают квартиру уже после вступления их сына или дочери в брак, то они совершают акт дарения имущества обоим супругам и делают их обоих собственниками на правах совместного домовладения, и исключение составляют лишь те случаи, когда родители отдельно оговаривают дарение прав собственности на имущество только своему сыну (или дочери).

    В процессе непрерывного совершенствования Закона КНР о браке законодательные органы страны дважды – в 1980 г. и в 2001 г. – вносили в Закон поправки, однако проблемы с разделом супружеского имущества при расторжении брака практически не были затронуты. В конце 2001 г. и в конце 2003 г. были разработаны и выдвинуты два «Толкования некоторых положений Закона КНР о браке», в которых многие статьи касались именно имущества супругов.

    По мнению Ли Миншуня, заместителя главы Научно-исследовательского общества по правовому регулированию брачных отношений при Китайском юридическом обществе, по мере непрерывного развития рыночной экономики законы рынка начали постепенно оказывать влияние и на семейно-брачные отношения, в которых главенствующую роль стали играть сугубо материальные факторы. Тем самым, разработка на этом фоне нового «Толкования права» неминуемо подверглась влиянию со стороны рынка и Закона об имуществе.

1   2   3     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan