По воспоминаниям Дзямпы Джолкар, в то время все учащиеся жили при институте; каждый день нужно было неукоснительно соблюдать жесткий режим, время на учебу и отдых были строго регламентированы. Будущие врачи вставали в 7 часов утра, отбой объявлялся в 22:30. Каждый год, с мая по октябрь, учащиеся отправлялись на сбор лекарственного сырья: они должны были научиться распознавать как минимум 300 видов лекарственных растений и хорошо выучить все их лечебные свойства. «Это были самые трудные дни, мы обошли почти все горы вокруг Лхасы», – вспоминает Джолкар.

 

    В 1989 г. был официально основан Тибетский институт традиционной медицины (ТИТМ), ставший единственным независимым высшим учебным заведением в области тибетской медицины и фармакологии. Нынешний ректор института Нима Цэрин сказал корреспонденту, что если раньше тибетскую медицину могли изучать только монахи и представители местной знати, то теперь в институте около 90% студентов составляют выходцы из простых тибетских семей, живущих в сельскохозяйственных и скотоводческих районах. В первый год набор составил всего около 300 человек, а теперь одних студентов насчитывается более 1500 человек; 77 магистров и 2 доктора наук уже завершили обучение и стали профессиональными врачами.

 

    Если раньше трактат «Чжуд ши» являлся единственным «учебником», по которому усваивали медицинские знания будущие тибетские врачи, то теперь, хотя трактат и продолжает играть главенствующую роль в обучении и преподавании, студентам и преподавателям стали доступны и другие научно-практические материалы. Методика обучения основам тибетской медицины также изменилась: раньше знания передавались непосредственно от Учителя к ученику (иногда даже тайно), а в наши дни профессор читает лекции для всех студентов, в аудитории, при этом содержание традиционной программы медицинского обучения осталось прежним. Так же как и Дзямпе Джолкар в молодости, Калзан Янцзянь, студентке 3-го курса факультета тибетской фармакологии ТИТМ, выпало отправиться на сбор лекарственного сырья и изучить целебные свойства трав, кореньев и минералов. Все летние каникулы Калзан вместе со однокурсниками и преподавателями жила на базе Доди под Лхасой, расположенной на высоте 4000 м над уровнем моря. Каждый день, в соответствии с планом практики и предъявляемыми к студентам требованиями, они ездили на пик Сымала (5900 м над уровнем моря), чтобы научиться распознавать основные лекарственные растения. Полмесяца спустя Калзан предстоял непростой экзамен: преподаватели выложили на стол 66 лекарственных растений, присвоив каждому из них свой номер. Разделившиеся на группы студенты должны были в течение 12 минут опознать все лекарственные растения и правильно вписать в экзаменационные листы их полное наименование и вид.

 

    Калзан Доньджуб, декан факультета тибетской фармакологии, вот уже 20 лет подряд организующий студенческую практику в горах, говорит, что «за время учебы студенты должны научиться распознавать более 500 лекарственных растений по виду и запаху, запомнить, какая именно часть растений используется для изготовления лекарств, и овладеть соответствующими знаниями в области первоначальной обработки сырья и подготовки лекарственного сбора. Что касается высококвалифицированного доктора тибетской медицины, то он должен знать более 2200 видов лекарственных растений».

 

Тибетская медицина на стыке с западной

 

    В гастроэнтерологическом отделении ТГТМ имеется все необходимое западное медицинское оборудование. «Не только наше, но и все другие отделения госпиталя оснащены современным медицинским оборудованием и инструментами. Раньше пациентов, которым предстояло оперативное вмешательство, переводили в тибетскую больницу “Жэньминь июань”, теперь им могут сделать операцию и здесь», – с гордостью сообщил Лозан Норбу.

 

    Закончив полноценное обучение в ТАР, врачи тибетской медицины нового поколения обычно направляются на дальнейшее обучение основам западной медицины в крупные больницы Пекина, Чэнду и других городов. В своем отделении Лозан Норбу требует от каждого молодого доктора уметь пользоваться оборудованием и инструментами, привычными для западной медицины. Поэтому, как с улыбкой сказал доктор, у него в отделении «каждый умеет применять гастроскоп и брать срез».

 

    Согласно принятым в тибетской медицине представлениям, в процессе врачевания выделяют 4 этапа лечения – в зависимости от серьезности заболевания: первый – это предписания по лечебной диете, второй – корректировка процессов жизнедеятельности больного посредством изменения его повседневных привычек в еде и режиме дня, третий – этап приема пациентом назначенных препаратов, и четвертый (в случае если все остальные средства уже бессильны) – это операция. «Что касается операционного вмешательства, то западная медицина в этом аспекте гораздо опытнее традиционной тибетской. Хотя в трактатах по тибетской медицине есть специальный раздел, посвященный хирургическим операциям, однако он был написан более 1000 лет назад, и, конечно, устарел. По операционным технологиям и навыкам тибетские врачи не могут сравниться с западными. Самое главное, что тибетская медицина не знает обезболивания, а это делает проведение операций очень рискованным», – со знанием дела говорит Лозан Норбу. Тибетцы все-таки с большим предубеждением и чрезвычайной осторожностью относятся к операциям, хотя даже они уже поняли, что во многих случаях западная медицина предлагает гораздо более быстрые способы выздоровления. В памятке, которую выдают каждому врачу ТГТМ, есть описание психологических состояний больного и соответствующего поведения врача: «Если перед операцией пациент попросит астролога определить для него наиболее благоприятный день или отправится в монастырь, чтобы вознести молитвы и покрутить молитвенные барабаны, то врач должен с пониманием и уважением отнестись к решению больного».

      1   2   3     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan