Социальные проблемы, вызванные низкой рождаемостью
Другая причина, по которой в Китае пока невозможно разрешить рождение второго ребенка, состоит в том, что огромное население и без того достигло так называемой экологической емкости, т.е. того критического предела воздействия, который может выдержать окружающая среда.
Юань Цзяньха со своими коллегами из НИИ 710 Китайской корпорации космической науки и техники написали в 2003 г. Отчет под названием «О перспективах демографического развития Китая в 21 в. В ракурсе продолжительного развития». В Отчете говорится, что после 2050 г. максимальный объем производства китайских зерновых культур может достигнуть 800 млн т; если каждый ежегодно потребляет в среднем 500–600 кг зерновых, то исходя из этого показателя численность населения Китая должна составлять соответственно 1,6 и 1,4 млрд человек.
Однако, на взгляд Ван Фэна, подобная точка зрения является ошибочной. «Если ресурсы стабильны, то чем меньше людей, тем больше ресурсов приходится на душу населения, но вопрос в том, что соотношение межличество трудоспособного населения и несущей способностью ресурсов находится в динамике, а не является застывшим». «Кроме того, чрезвычайно важно то, что макротенденция глобального демографического роста претерпела большие изменения: если в начале 70-х годов прошлого века демографический рост составлял 25‰, то сейчас аналогичный показатель не превышает 5‰. Вызовы, порождаемые принесенные огромным демографическим ростом, уже давно ушли в прошлое».
На самом деле, будь то микрорегулирование соответствующей политики и осмотрительное отношение к разрешению рожать второго ребенка, или проведение всестороннего реформирования действующей сейчас демографической политики, Китаю, как и всем странам мира, предстоит столкнуться с рядом социальных проблем, вызванных низкой рождаемостью.
Социальные проблемы, о которых идет речь, – это ускоренный процесс демографического старения нации и исчерпание «демографических дивидендов». «Демографические дивиденды» – это когда достаточное количество трудоспособного населения производит больше, чем потребляет, и потому в состоянии делать высокие вклады в банки, а оставшееся распределять между иждивенцами – детьми и пенсионерами, что создает благоприятные демографические условия для экономического развития в стране.
Директор Института демографических исследований и экономики труда при Академии общественных наук Цай Фан прогнозирует, что около 2015 г. В Китае будет наблюдаться нулевой прирост трудового насления.
Поскольку Китай является развивающейся страной, дефицит рабочей силы может повлечь за собой еще более сложные проблемы. «Коэффициент рождаемости в Японии составляет всего 1,3, это действительно очень низкий показатель, но рядом с Японией находится Китай с населением 1,3 млрд человек, поэтому перед Японией не стоит проблема трудовых ресурсов. Однако я даже не могу представить, как общество разрешит проблему дефицита рабочей силы в стране с таким огромным населением, как Китай», – говорит Ван Фэн. «Рождаемость в Германии тоже находится на довольно низком уровне, поэтому она привлекает многочисленных мигрантов и рабочую силу из Восточной Европы. Германия, как и Япония, обладает совершенной экономической структурой, поэтому обе страны представляются крайне привлекательными для рабочей силы. Структура китайской экономики на данный момент оставляет желать лучшего, поэтому пока непонятно, за счет чего мы сумеем привлечь иностранную рабочую силу».
Проблема также заключается в том, что многие женщины не хотят рожать детей, даже если будут сделаны некоторые послабления в области политики контроля рождаемости. «Как видно по результатам многих опросов, даже если существующие сейчас ограничения на рождение второго ребенка будут отменены, многие молодые пары не пожелают иметь двух детей, считая, что расходы на воспитание и обучение детей слишком высокие; поэтому второй ребенок людям просто “не по карману”, а уж третьего ребенка не хочет почти никто», – признает Ван Фэн. К таким выводам он пришел на основе результатов опроса в провинции Цзянсу, отличающейся достаточно развитой экономикой, при этом, показатели рождаемости и стремления к деторождению в этой провинции такие же, как в Пекине и других развитых городах и районах страны.
|