КПК продемонстрировала способность к долгожительству
– ЧЖУ ТАОТАО по материалам беседы с Н. Мамаевой
7 июня в Китайском институте молодежной политики наш корреспондент взял интервью у Н.Л. Мамаевой – доктора исторических наук, заместителя руководителя Центра политических исследований Китая ИДВ РАН.
Отвечая на вопросы корреспондента, Н. Мамаева прежде всего, сказала, что «начиная с 1921 г. и до сегодняшнего дня Компартия Китая накопила огромный опыт и продемонстрировала способность к долгожительству. Партия действует уже в течение 90 лет и являет собой очень редкий пример живучести и эффективности партийной деятельно сти, что, е стественно, говорит о ее возможностях и способности к развитию».
Говоря о своем понимании и видении современной КПК, Н. Мамаева подчеркнула, что КПК является одной из самых больших и старых партий мира, «долгожительство которой можно объяснить многими причинами». Среди таких причин Н. Мамаева назвала способность партии учитывать в своей политике новые исторические условия и использовать опыт других партий. К примеру, на этапе своего создания КПК использовала опыт революционной теории и практики Запада и Российской Коммунистиче ской партии большевиков. В настоящее время Компартия Китая не утратила своего влияния в обществе, однако онастремится и далее совершенствовать свою теорию и практику в области управления страной, использует, более активно, чем прежде, управленческий опыт европейских стран, уделяетбольшое внимание усилению законодательной системы и развитию отраслей производства.
Сообщив, что вопросами, связанными с историей КПК, она занимается очень много лет, Н. Мамаева сказала также, что в последние годы ее как ученого все более интересует сам процесс развития КПК и ее роль в управлении современным Китаем.
Умение делать выводы из ошибок прошлого
«КПК возникла самостоятельно, т.е. в процессе исторического развития Китая и при взаимодействии с мировым коммунистическим движением. В то же время, в Китае существовала почва для возникновения собственного коммунистиче ского движения исоздания коммунистической партии. Известно, что существует точка зрения, особенно у ряда западных исследователей, согласно которой коммунистическое движение было насильственно перенесено в Китай. Я же считаю, что китайская компартия зародилась и развивалась самостоятельно, используя при этом помощмеждународного коммунистического движения»,- сказала Н. Мамаева.
Уже на начальном этапе формирования КПК партия продемонстрировала способность к развитию теории и практики, а также ряд особенност е й , которые вносили “китайскую специфику” в коммунистическое движение». По мнению Н. Мамаевой, творческий подход Компартии Китая к развитию теории и практики прекрасно демонстрирует именно период «ре- формы и открытости», начавшийся 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва. «Значительные успехи в экономике, достигнутые под руководством Дэн Сяопина и других руководителей партии и страны, вывели население на новый более высокий уровень благосостояния, – это то, о чем так мечтал Сунь Ятсен», – указала наша российская собеседница .
Вспоминая о том, что Компартия Китая преодолела множество трудностей на пути своего развития и сумела встать на свой особый путь, Н. Мамаева заговорила о 30–40-х годах, когда Мао Цзэдун создал теорию новой демократической революции, в которой сумел соединить марксизм с китайскими реалиями, с потребностями китайского общества. Отдавая дань Мао Цзэдуну и его соратникам, Н. Мамаева напомнила, что КПК сумела выстоять в борьбе с японской агрессией. Сравнив ситуацию в гоминьдановских районах того времени с процессом развития освобожденных районов, Наталья Леонидовна сказала: «Одна из причин победы КПК в национально-освободительной войне китайского народа против японских захватчиков состоит в том, что создание антияпонских баз в период войны Сопротивления и создание в 1945–1949 гг. баз в освобожденных районах положили начало строительству Компартией новой государственности. Тем более, Компартия осуществляла аграрную реформу. Как показывает история, условия жизни в освобожденных районах были лучше, чем в районах, которые контролировал Гоминьдан».
После образования КНР Компартия Китая перешла от военного к мирному строительству, что само по себе сложно для любой партии. «Переход к мирному строительству – это дело серьезное и тяжелое, об этом много писал Дэн Сяопин в своих произведениях. Для этого нужно было создать политические институты, развивать экономику и культуру, и главное, как впоследствии подчеркивал Дэн Сяопин, необходимо было создать законодательную правовую систему. Вспомним, как говорил Дэн Сяопин: “Не было бы никакой культурной революции (1966–1976), если бы в стране была более развита законодательно- правовая сфера”», – пояснила Н. Мамаева.
|
|