Бывший секретарь горкома КПК озеленил горы
ВАН ЛЭЙ
Город Баошань наход и т с я в ю го - з ап а д н о й ч а с т и провинции Юньнань, численность городского населения составляет почти 2,5 млн человек. В свое время Ян Шаньчжоу занимал здесь должность руководителя самого высокого уровня.
5 марта 1988 г. 61-летний Ян Шаньчжоу, выйдя на пенсию, покинул пост секретаря городского партийного комитета Баошаня. Отказавшись от предложения горкома перебраться на старости лет в большой город, он решил вернуться в свой родной край, уезд Шидянь, чтобы возглавить работу по посадке деревьев и осуществить свою мечту – сделать так, чтобы на лысых склонах гор Даляншань вновь зазеленели кустарники и деревья.
Понимая, что ему придется столкнуться с сомнениями и непониманием многих, Ян Шаньчжоу объяснил свою идею. Оказывается, его детство прошло у подножия гор Даляншань. В его детскихвоспоминаниях горы родного края были прекрасны: здесь буйно цвела зеленая растительность, а вокруг текли чистые прозрачные ручьи и реки. Но в 80-х годах прошлого века, когда в стране быстрыми темпами развивалась экономика, растительному покрову гор был нанесен большой ущерб, и горы стали постепенно «лысеть». Поэтому Ян Шаньчжоу решил посвятить последние десятилетия своей жизни родному краю, чтобы там вновь появились зеленые леса и зеленые горы.
8 марта того же года, т.е. на третий день после выхода на пенсию, Ян Шаньчжоу собрал свои вещи и приехал к горам Даляншань. Уже на следующий день бывший секретарь горкома мобилизовал 15 человек из разных мест и нанял 18 лошадей; взвалив на спины лошадей необходимые постельные и кухонные принадлежности, отряд стал подниматься в горы... Забегая вперед, раскроем небольшой секрет: Ян Шаньчжоу и его люди, занимаясь лесонасаждением, провели в горах... все последующие 20 лет!
Первая группа работавших хорошо помнит все трудности, которые пришлось преодолеть в первые дни пребывания в горах. Тогда там еще не было дорог, не было проведено электричество. По их рассказам, перед началом работ все доставили свой багаж и продукты питания к подножию горы, а затем на коромыслах начали поднимать грузы в горы; поднимались наверх и лошади с навьюченной на спины поклажей. В то время в горах можно было увидеть лишь траву, которая носит название «императа цилиндрическая», да немногочисленные кустарники; деревьев практически не было. Пройдя более 10 км, люди выбрали относительно просторное и пустынное место на склоне горы, где поставили временный шалаш. Но ночью неожиданно подул сильный ветер, разбушевалась непогода, и шалаш разметало в несколько мгновений. Ян Шаньчжоу и десять с лишним работников вынуждены были ночевать, спрятавшись под сложенными конскими седлами.
В самом начале на создание лесхоза катастрофически не хватало средств. Люди построили грубые, но добротные дома, оббив стены войлоком. Лежанки сделали из кусков стволов деревьев и ветвей, адвери «сплели» из прутьев терновника. В качестве стола служила длинное бревно, которое подпирали толстые ветки. Дома с войлочными стенами были холодными, а люди нуждались в обогреве, поэтому в любое время года приходилось разводить костры. Когда шли дожди, постели быстро промокали. Прожив 9 лет в таком доме, Ян Шаньчжоу заболел ревматизмом и артритом. «Мы вряд ли выдержали бы жизнь в таких трудных условиях, если бы не стойкий дух и непоколебимая воля Ян Шаньчжоу», – с уважением в голосе сказал один из лесников лесхоза «Даляншань». Лишь в 1997 г., когда многие участки на горе уже покрылись густой зеленью, Ян Шаньчжоу переселился в отстроенный лесхозом кирпичный дом.
|
|