2011 год: мировая экономика и вызовы Китаю
СТИВЕН РОУЧ
Мировая экономика: возрождение носит ограниченный характер
В 2011 г. восстановление мировой экономики будет носить ограниченный характер. За 5 лет до кризиса субстандартного ипотечного кредитования (subprime crisis) в США ежегодный рост мировой экономики составлял около 5%, в то время как в последующие несколько лет среднегодовой рост вряд ли превысит 3,5%.
Чем серьезнее спад экономики, тем быстрее может произойти обратный рост. Экономика подобна резинке; чем больше вы ее растягиваете, тем сильнее она сжимается, если ее отпустить. Восстановление мировой экономики должно происходить по траектории «V», но на самом деле этого не наблюдается, экономики развитых стран и развивающихся субъектов восстанавливаются очень слабо и вяло. Финансовый кризис еще будет продолжаться, и сфера его распространения по-прежнему ширится.
Что касается потребительского спроса, то здесь потребители США играют ведущую роль по сравнению с потребителями других стран мира. В 2009 г. потребление в США составило 45% от мирового потребления, достигнув около 10 трлн долларов США, в то время как потребление в Китае и Индии не превысило и 2,5 трлн долларов США. В силу кризиса суверенных долгов европейская экономика в ближайшие годы вряд ли сможет продемонстрировать оживление. И хотя будущее китайской экономики представляется довольно оптимистичным, объем потребления в Китае и Индии слишком мал, чтобы восполнить нехватку потребления в США и европейских странах. Эти реальные факты представляют собой большой вызов, стоящий на пути восстановления мировой экономики.
Рост потребления в США всегда зависел от двух «мыльных пузырей», а именно – кредитования и рынка недвижимости, однако в настоящее время эти «пузыри» уже лопнули, и потребление в США опустилось с 70 до 60% национального ВВП. Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США пробовал изменить такое положение вещей, но дело в том, что у американских потребителей слишком много долгов, и, прежде, чем покупать что-то еще, они хотят сначала вернуть взятые ранее кредиты, что, как оказалось, идет вразрез с ожиданиями ФРС. И хотя ФРС начала второй цикл количественного смягчения монетарной политики (quantitative monetary easing), это не изменит наметившуюся сейчас в США тенденцию снижения потребления.
Что касается предложения, то экономическая структура Азии очень хрупкая. Когда в 1998 г. произошел Азиатский финансовый кризис, объем экспорта в Азии составлял 35% от ВВП региона, спустя 10 лет после кризиса доля экспорта достигла 45%. Поэтому в случае финансового кризиса все экономические субъекты Азии подвергаются большому удару, им грозит либо экономический спад, либо замедление темпов развития.
В связи с этим, результатом начавшегося в 2008 г. финансового кризиса стала серьезнейшая рестрикция мировой экономики. Можно сказать, что экономика переживает самую большую рецессию после времен Великой депрессии в 30-х годах. прошлого века.
Вызовы Китаю: трансформация модели развития
За последние 15 лет в мире не было ни одного экономического субъекта, кроме Китая, который получил бы громадную прибыль благодаря экономической глобализации. Влияние Китая на мировую экономику, влияние мировой экономики на Китай и их взаимосвязи играют чрезвычайно важную роль на международной арене.
В настоящее время экономический рост Китая опирается главным образом на иностранные инвестиции и экспорт; за прошедшие 30 лет экспортный и инвестиционный секторы в Китае продемонстрировали мощный рост. Тем не менее, хотя с внешней стороны кажется, что китайская экономика развивается интенсивно, на самом деле за этим кроется «отсутствие стабильности и сбалансированности, нескоординированность и непродолжительность». После вспышки финансового кризиса китайское правительство предприняло серию мер для противодействия кризису, таких как активная денежно-кредитная и финансовая политика, обеспечение стабильности китайского юаня и др. Благодаря этому китайская экономика смогла быстро восстановиться, в то время как несбалансированность еще более ухудшилась. |
|