Единственное место, где мне удалось на секундочку забыть, что я в Китае – Центральная улица или китайский «Арбат». Последнее название очень верно отражает современную суть этой улицы. Прогуливающиеся парочки, сувенирные лавки с матрешками, шапками-ушанками и водкой всех мастей, литые фонари, лавочки, скульптуры, ресторанчики... Кстати, о ресторанчиках, огромное достоинство Китая в моих глазах – это вкусная и дешевая еда на каждом углу.
Среди того, что тянуло меня в Харбин, была надежда попасть в действующий православный храм. По пути нам встретились два храма. Один был закрыт на замок и не подавал признаков жизни. Другой – великолепный Софийский собор – внутри оказался музеем. Печально молчали стены, увешанные фотографиями, рассказывающими об истории Харбина, и шумели толпы посетителей. Как же так, подумала я, и попыталась разобраться. Выяснилось, что когда-то над Харбином высились кресты 22-х православных церквей, но после «культурной революции» и прочих неурядиц выстояли лишь несколько. Вообще с православием в Китае дела сейчас обстоят довольно уныло, большинство церквей используются совсем для других нужд. Так вот, в Харбине есть такой единственный действующий храм – Покровская церковь.
Под вечер совсем похолодало, и мы зашли погреться в чайный магазин. И хотя мы вовсе не собирались покупать чай, нас усадили за чайный столик и стали поить чаем. Вот еще одна чудесная особенность Китая – в любом чайном магазине вам устроят чайную церемонию и напоят вкуснейшим чаем совершенно бесплатно, да еще и подливать будут до тех пор, пока вы не лопнете.
На следующий день наш путь лежал в сторону Солнечного острова, что в черте города у северного берега Сунгари. Там нас ждало самое интересное, – то, ради чего в Харбин стоит ехать именно зимой. Это Международный фестиваль снежных и ледовых скульптур, один из крупнейших в мире. На Солнечный остров можно попасть разными путями: на машине через мост, по канатной дороге или по воде в летнее время. Мы пересекли замерзшую Сунгари в покачивающейся кабинке канатной дороги, созерцая виды на город.
Сначала нам захотелось взглянуть на чудное место под названием «Русская деревня». Деревня представляет собой стилизованный под Россию туристический комплекс для китайцев. На входе вместо билета выдают паспорт жителя деревни, почти как настоящий. Забавно смотреть на все это со стороны: разбросанные по территории деревянные дома с табличками «Дом советского времени», «Дом двоюродной сестры Нади» и т.д., лубочные фигурки, клетки с кошками и разгуливающие петухи… Поговорили за жизнь с русской бабушкой, торгующей собственными поделками и русскими сувенирами, сделанными в Китае. На выходе из «деревни» повисают вопросы «Что это было?», «Неужели так нас видят китайцы?», и охватывает легкое ощущение абсурда, будто попал в зал кривых зеркал. Причудливо преломляется русский дух в китайской призме Харбина...
Дальше – в царство Снежной королевы, в парк снежных скульптур. Там удивительно, кругом снежные драконы, замки, Наполеон, космонавты, замечтавшиеся китайские девочки, из снега, разумеется. Над фигурами потрудились мастера со всего мира (из России, Японии, Канады, Франции и даже Африки). А еще там очень, очень холодно. Поэтому я взяла напрокат теплый комбинезон и время от времени заходила в снежные домики, обещающие горячее питье внутри. В какой-то момент пришлось расстаться с комбинезоном и отправиться дальше, в ледяное царство. Издали видно, как в вечерней мгле сияет разноцветными огнями оживший на время город изо льда. И вот мы покупаем билет и попадаем внутрь сказки. Там Великая стена, Парфенон, императорский дворец Гугун, европейские соборы, пагоды, гигантский Будда, в общем, абсолютно все и сразу! Я только и успевала восхищенно нажимать на кнопку фотоаппарата коченеющими пальцами. Без комбинезона было грустно, а хитрые лавочники в ледяном городе торговали теплыми сапогами. Надавив на жалость, удалось выторговать у них пару сапог за 50 юаней. В них кататься с горки, залезать на стены из льда и смотреть ледовое шоу стало гораздо веселее.
Утром нас ждал обратный поезд. Чтобы посмотреть Харбин, нам хватило двух дней.
|