Предание о Дун Юне
Антология «Двадцать четыре истории о сыновней почтительности», составленная Го Цзюйцзином во времена правления династии Юань (1206–1368), содержит 24 истории о почитании родителей. Время возникновения этих повествований – длительный период от седой древности до эпохи династии Юань (1271–1368). Поначалу передававшиеся изустно, а позднее записанные, эти истории отражают конфуцианские идеи и этические представления китайцев о сыновней почтительности. В этом выпуске мы продолжаем знакомить вас с наиболее известными из этих историй.
Во времена правления династии Хань (206 г. до н.э.–220 г.) в уезде Гаовань провинции Шаньдун жил человек по имени Дун Юн. Мальчик рос в очень бедной семье, но с детства был известен своей сыновней почтительностью. Дун Юн рано лишился матери, и, когда подрос, стал помогать отцу в полевых работах, научившись управлять повозкой.
В последние годы правления династии Восточная Хань в стране царила междоусобица, некоторые районы страны были захвачены и отделены от центра, повсюду стоял разгул насилия. Дун Юн, поняв, что в провинции Шаньдун неспокойно, вместе со старым отцом бежал в Дэань провинции Хубэй. Вскоре его отец тяжело заболел и умер. У оставшегося сиротой Дун Юна не было денег, чтобы похоронить отца, и он решил продать себя в рабство, чтобы получить деньги, необходимые для похорон отца. Богач по фамилии Пэй, прослышав о сыновней почтительности Дун Юна, дал ему десять тысяч медных монет на покупку гроба и устройство похорон и отпустил его для 3-летнего траура по отцу.
Когда закончился срок траура, Дун Юн вернулся к Пэю и принялся за работу. Однажды он отправился выполнять поручение хозяина и повстречал на дороге красивую девушку.
«Я хотела бы стать вашей женой», – неожиданно сказала она. Будучи простодушным юношей, Дун Юн не нашелся, что ответить, но вызвался спросить у хозяина, объяснив, что он лицо подневольное и не может принимать самостоятельные решения. Услышав такой ответ, девушка рассмеялась: «Неужели ты так боишься хозяина? Раз так, то пойдем к твоему хозяину вместе».
Хозяин великодушно разрешил молодым людям пожениться, пообещав, что если в течение ста дней они смогут выткать триста кусков парчи, то он подарит им свободу. Молодые супруги пообещали, что будут упорно трудиться, чтобы оправдать ожидания хозяина. Начиная с того дня красивая жена стала ткать парчу для Пэя, не смыкая глаз ни днем ни ночью. Через сто дней триста кусков парчи были готовы, и господин Пэй, как и было обещано, возвратил Дун Юну первоначальную расписку о продаже в рабство. Таким образом, Дун Юн вновь стал свободным человеком.
Однако, после того как Дун Юн обрел долгожданную свободу, девушка стала поспешно прощаться, сказав, что ей нужно возвращаться в Небесный дворец. Дун Юн расплакался от охватившего его чувства благодарности и сожаления: «Я даже не успел отблагодарить тебя за твою доброту. Почему же ты бросаешь меня?» «Мне нелегко далось это решение. Но я – небесная ткачиха Цисяньнюй (Седьмая дочь Владыки неба Юй-ди). Вы были почтительным сыном, поэтому мой отец Юй-ди велел мне спуститься с небес и помочь вам отработать долг. Сегодня как раз истекли отмеренные мне 100 дней, поэтому нам пора расстаться», – завершив этот печальный монолог, Небесная дева исчезла. После этого Дун Юй никогда ее больше не видел.
В провинции Хубэй есть город Сяогань (кит. 孝感, дословно означает «сыновья почтительность»), названный в честь заслуг Дун Юна, тронувших Небо. На основе предания о Дун Юне была создана известная хуанмэйская опера «Тяньсяньпэй».
|
|