Ху Чжэньхуа поясняет: «Прежде всего, дунган в Китае называют “хуэйцзу” (народ, исповедующий ислам). Предки этой народности – персы и арабы – пришли в Китай, когда Чингиз-хан стал продвигаться на Запад (1219 г.). При династиях Тан и Сун арабы прибывали в Китай и по морю. И персы, и арабы постепенно смешивались с местным китайским населением. Китайские дунгане говорят на северном диалекте китайского языка, с большими заимствованиями из арабского и фарси». В Среднюю Азию дунгане-хуэйцзу перебрались в конце 70-х–начале 80-х годов 19 в. Эти дунгане говорят на языке той страны, в которой они проживают. Так, например, дунгане Кыргызстана говорят на кыргызском языке, в котором тоже присутствуют вкрапления из арабского и персидского. В Казахстане и Узбекистане дунгане говорят, соответственно, на казахском и узбекском языке. Знают они и русский язык, во всяком случае, представители старшего поколения, которые жили в Кыргызстане еще во времена Советского Союза.
Ху Чжэньхуа рассказывает: «И дунгане, проживающие в Центральной, или, как ее раньше называли “Средней Азии”, и китайские дунгане исповедуют ислам суннитского толка. По образованию я филолог, и по роду своей деятельности изучаю еще и тюркские языки. По материальной культуре все дунгане близки между собой; в быту, конечно, есть несущественные различия, продиктованные местом их компактного проживания. Дунгане – прекрасные земледельцы и огородники, отменные кулинары. В дунганской кухне отсутствует свинина, употребляют много приправ и специй. Фольклор дунган – мифы, легенды, народные сказки – ныне существует как в буквенной, так и иероглифической записи.
Радость – в учениках, вдохновение – в изучении языков и культур
Профессор Ху Чжэньхуа продолжает заниматься научными исследованиями и преподавательской деятельностью. Предметом его изучения по-прежнему являются тюркские языки, культура, литература и история народов Центральной Азии. Он читал лекции в университетах Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Франции, Японии, Турции, России, Индонезии, Малайзии, Сингапура; ныне является директором Института дунгановедения Центрального университета национальностей Китая, членом многих Ученых советов, научным сотрудником НИИ социального развития Европы и Азии Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР, советником Общества китайско-российской дружбы. Среди его учеников – люди многих национальностей, студенты, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Двери его гостеприимного дома широко распахнуты для деятелей науки и культуры, а также и для простых людей, и Ху Чжэньхуа не перестает оказывать помощь (в том числе и материальную) всем, кто в ней нуждается. «Радость я черпаю в своих учениках, вдохновение и любовь к жизни – в научных изысканиях», – признается 80-летний профессор, отец четырех взрослых детей, которые, кстати, тоже стали учителями. Так пожелаем же этому доброму и невероятно деятельному человеку отменного здоровья и новых научных открытий на благо мира и дружбы между народами!
|
|