Осмотрительнее с вынесением смертного приговора!

 

 

    Важнейшее и неотъемлемое право человека, а также основа всех остальных прав – это право на жизнь. Сокращение применения смертной казни в Уголовном кодексе Китая демонстрирует тенденцию к цивилизованности в области наказания за преступления и к стремлению обеспечить всецелое и полное соблюдение прав человека.

 

    Два года назад в городе Чжаотун провинции Юньнань произошло убийство: некто Ли Чанкуй изнасиловал и убил 19-летнюю девушку, жившую в одной с ним деревне, а затем забил насмерть ее 3-летнего брата. В июле 2010 г. Народный суд средней ступени (город Чжаотун) в качестве первой инстанции вынес судебное решение в отношении Ли Чанкуя, приговорив преступника к исключительной мере наказания – смертной казни. Однако в марте текущего года Народный суд высшей ступени (провинция Юньнань) в качестве высшей инстанции пересмотрел приговор и вынес решение об отсрочке исполнения наказания.

 

    Последнее решение вызвало горячее негодование среди родственников пострадавших, а также ожесточенную дискуссию в общественных кругах. Концепция китайской юстиции наших дней, сформулированная как «Уменьшение количества составов преступления, предусматривающих применение смертной казни, и осмотрительное вынесение приговоров к исключительной мере наказания», вновь вошла в противоречие с преобладающим в народе пониманием справедливости возмездия, которое требует «Отдания жизни за жизнь» («Ответить жизнью за убийство»). Два заместителя главы Юньнанского Народного суда высшей ступени – Чжао Цзяньшэн и Тянь Ючэн – дали на сей счет разъяснения: «Мы должны пересмотреть традиционные концепции “Обида – за Обиду!” и “Жизнь – за Жизнь!”. Не выносить приговор к смертной казни вовсе не означает попустительства (потворства), а отсрочка исполнения смертного приговора тоже является строгим наказанием». Однако эти разъяснения, напротив, вызвали новый прилив сомнений общественности. К моменту написания этой статьи Верховный народный суд КНР уже вынес решение о повторном разбирательстве и слушании дела в Юньнаньском народном суде высшей ступени.

 

    Вне зависимости от того, какой результат воспоследует, т.е. какое окончательное решение будет принято по уголовному делу Ли Чанкуя, для нас очевидным является следующее: данный прецедент отражает определенное изменение отношения к смертным приговорам в Китае, а именно наметившуюся тенденцию «как можно осмотрительнее и реже лишать осужденных жизни», т.е. тенденцию постепенного сокращения применения исключительной меры наказания. Разумеется, пока что эта тенденция натыкается на барьеры, выставляемые наиболее распространенным общественным мнением.

 

    Сокращение числа смертных приговоров

 

    Ныне действующий Уголовный кодекс КНР разработан в 1979 г. Согласно этому Кодексу, среди 122 составов за 27 предусмотрена смертная казнь. К 1982 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) ввел одно за другим 24 частных определения, согласно которым за 37 статей предусмотрена исключительная мера.

 

    В 1997 г. в Уголовный кодекс КНР были внесены существенные поправки, и хотя список составов преступления, за которые полагалось применение смертной казни, сокращен не был, однако в законодательстве уже приостановлена тенденция расширения применения института смертной казни. Во всех последующих поправках число статьей, по которым осужденных приговаривают к смертной казни, больше не увеличивалось.

 

    Однако, согласно преобладающему в юридических кругах мнению, Кодекс все еще содержит слишком большое количество статей преступлений, карающихся смертной казнью: среди 444 видов преступления, рассматриваемых Уголовным кодексом КНР, 68 предусматривают приговор к исключительной мере наказания, и доля таких преступлений составляет 15,3%. К тому же, общая численность казненных в Китае не разглашается, за что мировое сообщество и критикует Китай.

 

    Изменения наконец-то произошли: начиная с 1 мая 2011 г. вступила в силу «Поправка №8 к Уголовному кодексу КНР», и 13 видов преступлений экономического характера, таких как похищение, контрабандная торговля культурными ценностями и другие, были выведены за рамки исключительной меры наказания; их доля составила 19,1% из всех 68. Можно с уверенностью сказать, что важный шаг в направлении «ликвидации смертной казни как наказания» уже сделан...

 

    Придет время – все образуется!

 

    Споры о сохранении смертной казни существуют в мире начиная с 18-го века. С наступлением 60-х годов 20-го в. мировое сообщество постепенно приняло концепцию отмены смертной казни. Согласно соответствующей статистике, в настоящее время уже 111 стран ввели мораторий или на вынесение смертного приговора, или на исполнение смертных наказаний; начиная с 1990 г. ежегодно очередные 3 страны вводили запрещение смертной казни.

 

    По мнению Чэнь Чжунлиня, депутата ВСНП и ректора Юридического института Чунцинского университета, осмотрительное исполнение смертной казни и, в конечном счете, отмена этого вида наказания служат целью, давно уже поставленной нашей страной. В 1956 г. Лю Шаоци, выступая на 8-м съезде КПК с политическим докладом от имени ЦК КПК, заявил о необходимости «постепенно достичь цели полной отмены смертной казни».

1   2     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan