Микроблоггинг в общественно-политической жизни Китая

 

 

На конец июня текущего года общее число интернет-пользователей в Китае составило 485 млн человек. Интернет играет все более важную роль в политической жизни народных масс Китая и становится важным каналом для реализации китайскими гражданами прав на осведомленность, участие и надзор. Это способствовало обеспечению широкого круга гражданских и политических прав простых китайцев.

 

    30 июля 2011 г. некий интернет-пользователь под ником «Лунцань» в своем микроблоге опубликовал пост о том, что сотрудники пекинского музея «Гугун» (бывший дворец китайских императоров) сломали знаменитое фарфоровое изделие «Гэяо», изготовленное на одном из пяти самых известных фарфоровых промыслов при династии Сун. Спустя несколько дней после этого, а именно 2 августа, он также обнародовал сенсационное сообщение о том, что вышестоящие компетентные органы не осведомлены о многочисленных инцидентах, связанных с поломкой или утратой ценных культурных памятников в музее «Гугун», так как соответствующая информация просто замалчивается.

 

    Особенно стоит обратить внимание на то, что в течение трех месяцев, прошедших с мая текущего года, когда телеведущий Центрального телевидения Китая Жуй Чэнган написал в своем микроблоге о том, что администрация «Гугуна» самовольно, без уведомления вышестоящих ведомств, создала в музее некий клуб, и до того как пользователь под ником «Лунцань» пролил свет на скандал с поломкой фарфорового изделия «Гэяо», в общественных кругах не смолкали горячие дискуссии относительно ситуации, сложившейся вокруг государственного музея «Гугун». Общественность отказалась принимать туманные объяснения, к которым прибегла администрация музея в оправдание своих «тайных дел», и небрежные извинения ответственных лиц музея за произошедший инцидент.

 

    Однако это вовсе не единственный случай, когда общественность узнала о случившемся именно из микроблога. Общество Красного Креста Китая (ОККК) также оказалось в непростом положении.

 

    20 июня 2011 г. некая Го Мэймэй, назвавшая себя «коммерческим директором Общества Красного Креста Китая (ОККК)», опубликовала на крупнейшей китайской платформе микроблогов ряд фотографий с видами виллы, где она, якобы, живет, принадлежащего ей автомобиля стоимостью более 2 млн юаней и десятка женских сумок марки Louis Vuitton... Ее пост тут же вышел в «топ» наиболее популярных записей, хотя и вызвал огромные сомнения среди интернет-пользователей: откуда у 20-летней девушки такие богатства? Связана ли ее роскошная жизнь с деятельностью ОККК, являющегося самой большой благотворительной организацией в Китае? На эту тему в китайскоязычной Сети появилось свыше 2 млн соответствующих постов и комментариев.

 

    Хотя ОККК опубликовало резкое опровержение и сделало заявление о том, что у них нет сотрудника по имени Го Мэймэй, благодаря этому инциденту организация оказалась в фокусе общественного внимания и ожесточенных споров. Под постоянно усиливающимся давлением со стороны общественности и настойчивыми увещеваниями интернет-пользователей ОККК, ранее никогда не славившаяся открытостью своей работы, 31 июля 2011 г. в экспериментальном порядке ввела платформу для публикации связанной с пожертвованиями информации. По словам генерального секретаря ОККК Ван Жупэна, оглашение подробной информации о каждом потраченном юане является главным направлением дальнейшей деятельности ОККК.

 

    Инциденты с «утаиванием информации о нанесении ущерба культурным памятникам “Гугуна”» и «публикацией в Сети фотографий Го Мэймэй» представляют собой только мизерную часть областей социально-политической жизни, над которыми китайские интернет-пользователи установили общественный контроль и надзор. К концу июня 2011 г. число китайских пользователей Всемирной сети уже достигло 485 млн человек. Интернет стал играть все более важную роль в политической жизни народных масс Китая и становится важным каналом, посредством которого граждане Китая могут реализовывать свои права на осведомленность, участие и надзор. По сравнению со способами выражения жалоб и недовольства китайских граждан, имевшими место в прошлом, Интернет обладает рядом незаменимых преимуществ, среди которых удобство, быстрота, непосредственность передачи информации и возможность легко сохранить соответствующие данные.

 

    В частности, после того как появились такие новые СМИ, как микроблог и т.п., любой человек стал обладать «правом на выражение своего мнения», участие в политических делах и выражение личных жалоб также стало абсолютно реальным. С появлением микроблогов у каждого человека появился свой личный канал передачи сообщений, выражения надежд и недовольства, общения и обмена мнения с другими людьми. Простой пользователь Интернета в любой момент может стать «гражданским репортером», анализируя и комментируя государственные события, социальные проблемы, общественные инциденты и даже слухи в сфере шоу-бизнеса; причем, его «аудитория», т.е. количество читателей и подписчиков его блога, может достигать нескольких десятков тысяч человек. Хотя в микроблоггинге по-прежнему существует множество негативных явлений, главным из которых можно назвать распространение не только реальной, но и не подтвержденной или даже вымышленной информации, однако в целом можно со смелостью утверждать следующее: микроблоги играют значимую роль в деле содействия реализации должных политических прав и гражданских свобод населения Китая.

 

    К проведению «двух сессий» (ВСНП и ВК НПКСК) крупнейшие информационные порталы один за другим представили такие интерактивные платформы, как «Выслушайте меня, г-н премьер Госсовета» и «Сбор предложений представителей ВСНП и членов НПКСК». В последние годы многие правительственные чиновники и члены ВСНП открыли микроблоги, зарегистрировавшись под своими настоящими именами и указав свои реальные контактные данные, и стали общаться с интернет-пользователями, установив тем самым новый канал связи между правительством и народом.

1   2     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan