Вождение в нетрезвом виде
ВАН ЛЭЙ
В 00:40 1 мая 2011 г. полицейский Дун Ян установил транспортный знак на мосту «Чаоянмэнь», расположенном на 2-м кольце Пекина. Работая по ночам, он вместе с коллегами проводил в тот день специальную проверку в целях предотвращения вождения в нетрезвом виде. «Едва мы установили транспортный знак, как увидели черный джип “Мерседес-Бенц”, мчавшийся с востока на запад», – рассказывает Дун Ян. Он сделал знак водителю, чтобы тот остановился для проверки на содержание алкоголя. «Мужчина подышал в трубочку алкотестера, и на экране тут же появилась соответствующая цифра, свидетельствующая о высоком содержании алкоголя в его дыхании».
Водитель Ли Цзюньцзе стал первым подозреваемым в «опасном» вождении в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно таким законоположениям, как «8-я Поправка к Уголовному кодексу КНР» и последняя редакция «Положения КНР о транспортной безопасности на дорогах», которые вступили в силу с 1 мая 2011 г., за вождение в состоянии сильного алкогольного опьянения водитель привлекается к уголовной ответственно сти в форме тюремного заключения. По сравнению с прошлыми годами взыскания и наказания за пьянство за рулем стали значительно строже. Тем самым государство усилило размах борьбы с вождением в нетрезвом виде.
Вождение в состоянии алкогольного опьянения стало уголовным преступлением
В последние годы растет число случаев вождения автомобиля в нетрезвом виде, что приводит к многочисленным ДТП. В 2009 г. нетрезвый водитель из Чэнду Сунь Вэймин стал виновником ДТП, в результате которого 4 человека погибли, и один получил травмы. Инцидент привлек большое внимание общественности к проблеме вождения в нетрезвом виде, и в обществе были выдвинуты инициативы по усилению ответственности виновных.
СМИ часто заявляли о том, что наказание за вождение в нетрезвом виде слишком «мягкое»: согласно ранее действующим законоположениям, за вождение в нетрезвом виде обычно полагался только денежный штраф, максимум, с лишением прав и административным заключением на 15 суток. Анкетный опрос среди населения показал, что более 80% респондентов считают подобное наказание чересчур «мягким» для пресечения такого рода преступлений; кроме того такое наказание не искупает вины нарушителя.
Выслушав советы и предложения различных кругов общественности и специалистов в области юстиции и права, 25 февраля 2011 г. на 19-й сессии ПК ВСНП 11-го созыва на 19-й сессии принял «8-ю Поправку к Уголовному кодексу КНР», в котором появилась новая статья – «Опасное вождение». Теперь «за управление транспортным средством на дорогах в состоянии сильного алкогольного опьянения полагается тюремное заключение и денежный штраф».
Д о э т о го с о о т в е т с т ву ю щ и ми законоположениями уже было предусмотрено следующее: если содержание алкоголя в крови водителя составляет от 0,2 до 0,8 промилле, то это состояние позволяет говорить о вождении в нетрезвом виде; если аналогичный показатель превышает 0,8 промилле, то это классифицируется по закону как вождение в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Согласно новейшим законоположениям, невзирая на то, произошло по вине пьяного водителя ДТП или нет, если содержание алкоголя в крови водителя превышает 0,8 промилле, то полиция может возбудить в отношении него уголовное дело по статье «Опасное вождение». Для сравнения, раньше против нетрезвого водителя можно было возбудить уголовное дело только в случае серьезной аварии, произошедшей по его вине. 19 апреля 2011 г. ПК ВСНП принял поправку к «Закону КНР о безопасности на дорогах», согласно которой у водителя, задержанного в состоянии сильного алкогольного опьянения, виновного лишают водительских прав без права последующего восстановления в течение 5 лет. При повторном задержании водителя в нетрезвом виде его также лишают прав.
Наказание без предварительных условий
Два новых законоположения, о которых говорилось в начале статьи, вступили в силу с 1 мая 2011 г., поэтому водитель Ли Цзюньцзе стал первым человеком в Пекине, которого привлекли к уголовной ответственности по соответствующей статье. Когда Ли Цзюньцзе доставили в Отдел транспортной полиции для экспертизы крови, содержание алкоголя в его крови составило 159,6 мг на 100 мл крови, что в два раза превышает стандартный уровень, достаточный для признания факта пребывания за рулем в состоянии сильного алкогольного опьянения. Пекинская милиция тут же заключила Ли Цзюньцзе под стражу.
В интервью журналистам полицейский Дун Ян рассказал о процедуре расследования дела о вождении в состоянии алкогольного опьянения: если возникли подозрения в отношении состояния водителя, то, во-первых, необходимо проверить его на алкотестере; если содержание алкоголя в дыхании водителя достигает определенного уровня, оговоренного законом, то специальные лицензированные медицинские учреждения уполномочены провести проверку крови на алкоголь в качестве доказательства; результаты проверки проходят аттестационное освидетельствование; после того как органы общественной безопасности проведут расследование и подготовят соответствующие доказательства, прокурорские органы предъявляют водителю обвинение, затем в народном суде проходит судебное разбирательство и выносит приговор.
В процессе расследования ДунЯн также предъявил Ли Цзюньцзе «Протокол об уведомлении» с перечислением совершенных им правонарушений и соответствующие данные о результатах теста на содержание алкоголя в крови. Соответственно, Ли Цзюньцзе от руки написал: «С содержанием данного уведомления ознакомлен», расписался и поставил на документе отпечаток пальца. Этот документ является важным свидетельством при лишении водителя прав и последующем вынесении народным судом приговора по уголовному делу.
|