Колорит традиционного искусства во времени

 

Ю ШАНЬШАНЬ

 

 

    Пекинская опера как традиционный вид китайского искусства имеет более чем 200-летнюю историю. За 60 лет, прошедших с момента провозглашения КНР, она пережила наиболее резкие изменения. Китайский иллюстрированный журнал «Жэньминь хуабао» на китайском языке, начавший выходить в свет всего год спустя после образования КНР, стал своего рода летописью развития Пекинской оперы за последние 60 лет: за эти годы журнал опубликовал более 700 ед. фотоматериалов, отражающих существование и состояние этого уникального музыкального-сценического жанра искусства.

 

    Первый период после образования КНР (начиная с 50-х и по 60-е годы прошлого века), явился «золотой эпохой» Пекинской оперы, когда многие классические произведения этого жанра широко распространялись по стране. «Жэньминь хуабао» уделил этому периоду много внимания, и фотографии знаменитого актера Пекинской оперы Мэй Ланьфана, и снимки, запечатлевшие фрагменты оперных постановок, не сходили со страниц журнала.

 

    Мэй Ланьфан работал в амплуа «дань» (женские персонажи). До образования КНР почти все амплуа «дань» исполнили мужчины-актеры. Мэй Ланьфан сумел наиболее полно выразить красоту, изящество и пластику женщин-представительниц самых разных «дань» (это амплуа подразделяется на 5 субамплуа), за что его называли «божеством красоты». В старые времена актеры в Китае принадлежали к низкому сословию и зачастую считались презренными людьми, а актеры на амплуа «дань» были особенно не в почете. Однако после образования КНР многие корифеи Пекинской оперы снискали уважение и были удостоены звания «Народный деятель исполнительского искусства». Мэй Ланьфан был избран депутатом Всекитайского собрания народных представителей 1-го созыва и появился на обложке 8-го выпуска журнала «Жэньминь хуабао» за 1961 г.

 

    Блестящее развитие Пекинской оперы приостановилось с началом «Культурной революции» (1966–1976 гг.), для которой характерным было полное и огульное отрицание традиционной китайской культуры. Естественно, что древняя Пекинская опера, сюжеты которой часто повествовали о романах между молодыми талантами и красавицами или о императорских семьях и коллизиях в среде благородного сословия, в первую очередь испытала на себе жесточайший удар. Весь традиционный репертуар был снят со сцены, и распространение получили так называемые образцовые революционные постановки «янбаньси». Претерпели коренные изменения костюмы, грим и средства сценической выразительности. Зрелища того периода демонстрировали идейно-сознательных рабочих, крестьян и солдат, и были насыщены революционно-идеологическим пафосом.

 

    Тогдашний председатель КНР Мао Цзэдун неоднократно смотрел «янбаньси», а его супруга Цзян Цин выступала драматургом и режиссером этих постановок. В создавшихся условиях «янбаньси» служила во времена «Культурной революции» предметом особого культа, и репортажи об этих зрелищах становились особой задачей. Разумеется, выполнение этой задачи нередко приходилось брать на себя и фотокорреспондентам «Жэньминь хуабао».

 

    К примеру, корреспонденты журнала У Иньбо и Ли Ланьин были приглашены для освещения музыкальной постановки «Красный фонарь» («Хундэнцзи») – одной из восьми тогдашних «образцовых опер», рекомендованных к показу и пропаганде лично Цзян Цин. Она же лично проверяла репортаж об этом спектакле, опубликованный в 9-м номере журнала «Жэньминь хуабао» за 1965 г. В статье было написано: «Пьесу посмотрели в театре более 175 тыс. зрителей. Такая популярность является небывалой в истории Пекинской оперы». А песня «Красный фонарь» стала популярной по всей стране, и сценический образ героини с высоко поднятым красным фонарем, запечатленный на обложке «Жэньминь хуабао», глубоко проник в сердца тогдашних китайцев.

 

    В 1979 г., т. е. на второй год с начала реализации политики реформ и открытости, показ спектакля «Чжаоцзюнь чусай» («Чжаоцзюнь покидает крепость») – образца традиционного репертуара Пекинской оперы – вновь привлек внимание корреспондентов «Жэньминь хуабао», а фотография, отразившая это событие, была напечатана на обложке 11-го номера журнала...

 

    В 90-е годы китайцы начали вновь понимать и ценить Пекинскую оперу, осознав, что это национальное наследие Китая. В конце 1990 г. в Пекине состоялось совещание, посвященное изучению и возрождению Пекинской оперы. В 4-м номере журнала «Жэньминь хуабао» за 1991 г. опубликовали материал на тему «Большой праздник искусства Пекинской оперы». Материал был снабжен фотографиями тогдашнего председателя КНР Цзян Цзэминя и других руководителей государства, присутствовавших на спектакле «Чжаоцзюнь чусай». Пекинская опера вновь стала одним из важнейших знаков традиционной китайской культуры.

 

    Однако до возрождения Пекинской оперы еще предстоит пройти долгий путь. Нынешняя молодежь больше любит популярную музыку Сянгана, Тайваня, Европы и США. В последнее время среди молодых китайцев невероятно популярной стала «lady Gaga». Оказавшись под натиском масс-культуры, Пекинская опера пытается найти выход и обрести свой собственный путь развития. Когда-то молодые люди любили фотографироваться в театральных костюмах и гриме персонажей Пекинской оперы. Корреспонденты журнала «Жэньминь хуабао» писали об этом в 6-м выпуске журнала за 2006 г. Кроме того, во многих учебных заведениях Китая организуют занятия для любителей Пекинской оперы. И все же, как привить интерес к традиционной музыкально-сценической культуре представителям молодого поколения китайцев? Похоже, это все еще остается нелегкой задачей.

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan