Сянган: там, где Восток покорил Запад

 

АЛЕКСЕЙ ЗАКУРДАЕВ, фото автора

 

 

    XIX век оказался крайне тяжелым периодом в Новой истории Китая. Трагедия, постигшая империю в результате двух Опиумных войн, раздела территории на сферы влияния и последовавшего за этим хаоса, в который народ погрузился на долгие годы, лишила Китай политической воли, но не разрушила традиционную систему ценностей, основанную на огромном количестве фундаментальных этнопсихологических представлений.

 

    История Гонконга, или как его называют китайцы, Сянгана как неотъемлемая часть истории Китая является ярким примером того, как китайский этнокультурный механизм, отобрав и включив в себя звенья западного этнокультурного механизма, превратил город в один из самых привлекательных районов мира.

 

    Географическое положение Сянгана (побережье Южно-Китайского моря) во многом определило его уникальную историю, частью которой стала английская колонизация. В 1842 г., согласно Нанкинскому договору, после поражения в Первой опиумной войне (1840–1842) город оказался под юрисдикцией Англии, и долгих 155 лет, в силу разных причин, оставался под ее протекторатом. За это время город пережил множество потрясений, особенно жестокую японскую оккупацию (1941–1945), во время которой было депортировано около одного миллиона китайцев, что впоследствии могло бы привести к полному исчезновению на этой территории китайской культуры. Могло бы, если бы не специфические этнопсихологические представления китайцев о самих себе.

 

    Английская колонизация, хотя и изолировала Сянган от остального китайского мира, тем не менее, оказалась неспособной изменить базовые ценности культуры, даже, наоборот, создала естественные условия для их сохранения, а точнее консервации. Так, например, иероглифы сохраняются в Сянгане в своем полном написании, и эта письменность напоминает о древней истории и культуре Китая. Полными иероглифами восхищаются не только гости из-за рубежа, но и прибывшие с материка китайские туристы. Еще бы – ведь это, как говорят антропологи, пережиток прошлого.

 

    Запад, увы, не ведая о том, какую силу представляет собой китайская культура, стал ее главным распространителем, а в чем-то даже заложником. Многие китайцы, иммигрировав на Запад и создав свои этнические анклавы и диаспоры во многих странах мира, выступили для европейцев и американцев, носителями нового знания. Сила этих знаний оказалась настолько мощной, что к настоящему времени Китай превратился из полуколониальной страны в независимое государство, ведущее диалог с любыми державами мира на равных условиях.

 

    Среди тех сянганцев, кто способствовал популяризации китайской культуры, кто не дал повода усомнится в ее мощи, особое место принадлежит Ли Сяолуну (Брюс Ли, 1940–1973). Хотя он родился в Сан-Франциско, все его детство, отрочество и последние годы жизни прошли в Сянгане. Удивительный человек, сумевший достичь небывалого контроля над своим телом, разработать уникальную систему воинского искусства Джит-кун-до и продемонстрировать ее в своих профессионально поставленных фильмах, стал кумиром для многих миллионов людей из разных стран мира. Будучи магистром философских наук, Ли Сяолун к любой работе подходил с разных точек зрения, добиваясь объективной значимости и эффективности результатов работы. Он говорил о том, что свобода существует внутри нас, что только мы сами можем постичь самопознание и достигнуть успехов в своем деле; нужно следовать принципу, но не нужно привязываться к нему; не нужно сосредоточивать внимание на пальце, указывающем на луну, иначе тогда мы не сможем увидеть божественную красоту луны.

 

    Работы Брюса Ли по философии и технике боя стали всемирно известными, а фильмы дали начало развитию жанра «экшн» в кинематографе. Он заложил один из первых камней в основание «Голливуда на Востоке». И сегодня Сянган – один из центров мировой киноиндустрии.

 

    Подобно аллее звезд в Голливуде, на которой, кстати говоря, есть звезда Брюса Ли, Сянган по праву открыл свою, названную Авеню звезд. На ней можно найти отпечатки рук и юбилейные таблички известных режиссеров (Само Хун, Джеки Чан, Джон Ву, Вонг Карвай), кинопродюсеров (Раймонд Чоу, Леонард Хо) и многих знаменитых артистов (Мишель Йео, Джет Ли, Чоу Юньфат). Конечно, звезда Ли Сяолуна занимает здесь свое почетное место.

 

    Эффект, который произвела на Западе традиционная китайская культура, послужил поводом для развития всесторонних социально-экономических связей мира с Сянганом. Можно ли было представить, что этот город превратится в «азиатского дракона» – признанный финансовый центр мирового уровня? Более того, по своей конкурентоспособности он первый в Азии и третий в мире. Процветание и влияние Сянгана очевидно. Посудите сами, в Сянгане работают консульства 114 стран мира, седьмая в мире по величине Гонконгская фондовая биржа; по показателю ВВП на душу населения и уровню налогообложения компаний и физических лиц Сянган входит в первую двадцатку. А небоскребы, по количеству которых Сянган занимает третье место в мире? Высота более чем 100 зданий превышает 180 м. Среди самых высоких можно назвать здание Международного финансового центра-2 (415 м), Централ-плаза (374 м) и небоскреб Банка Китая (367 м). Стоит ли дальше перечислять?

 

    Сянган превратился в знаменитый мегаполис, масштабы материального богатства которого поражают любого туриста. Более того, оставляют в его душе исключительно положительное, теплое чувство, что неудивительно: город как бы «взаимодействует» со своими жителями и гостями. Вся его архитектура строится на принципах «фэн-шуй». Каждое здание лишь дополняет и украшает естественную композицию Природы. Именно поэтому город не вызывает у людей социально-архитектурного стресса. Гулять по его улицам, бесконечным переходам, эскалаторам, паркам доставляет только удовольствие. Во всем присутствует содержание китайской культуры.

 

    Сянган – зеленый город. Стремление его жителей, прежде всего китайцев, окружить себя разнообразием социо-природного ландшафта создает большие возможности для обустройства парковых зон. А их много. Эти «оазисы», неожиданно открывающиеся туристу в плотной городской застройке, придают Сянгану ни с чем несравнимую привлекательность. Парковая зона предполагает не только насаждения, фонтаны и скамеечки, но и музеи, выставочные центры, чайные, спортивные площадки, и даже, вольеры с птицами. И конечно, все это бесплатно.

 

    Как известно, китайцы чтят свою историю, но история – это судьбы, судьбы самых разных людей, в большей или меньшей степени внесших вклад в развитие своей родины. Китайцы помнят о них, освящают здания, воздвигают памятники, что вызывает еще большее уважение к этому народу. Так, Зоо-ботанический сад построен в память о тех китайцах, которые отдали свои жизни в борьбе за мир в Первой и Второй мировых войнах. В парке «Сянган» поставлен памятник жертвам эпидемии атипичной пневмонии, охватившей город в 2003 г. В Сянгане также есть памятники, которые напоминают и об английском господстве. Например, памятник королеве Виктории (1819–1901) при входе в парк «Виктория» или памятник Георгу VI (1895–1952) в Зоо-ботаническом саду.

 

    Сянган можно считать музеем под открытым небом. Путешествуя по городу, обязательно найдешь что-то интересное. Обратите внимание на название улиц: улица Королевы, улица Кеннеди, улица Хеннесси, улица Голливуда. Здесь для их обозначения используют иероглиф 道 (от англ. «road»), а не 大街, принятый в подавляющем большинстве районов Китая. Обратите внимание и на такси. Они красного цвета и называются 的士 (от англ. «taxi»). Двухэтажные автобусы, троллейбусы и трамваи, пестрые и красочные от рисунков, изображений мультипликационных персонажей, обозначаются иероглифами 巴士 (от англ. «bus»). При переходе улицы вы замечаете на асфальте дорожные указания «Смотри направо»: в Сянгане, как и в Англии, левостороннее движение. Во всем присутствуют знаки истории.

 

    Интересными историко-культурными памятниками, конечно, являются христианские церкви и буддийские храмы. Наверное, такого количества протестантских и католических церквей нет ни в одном китайском городе.

 

    Однако туристы все же предпочитают буддийские святыни. Одной из визитных карточек Сянгана является самый большой в мире из сидящих Будд – бронзовый Шакья-Муни на острове Лантау. Она находится на вершине небольшой горы, к нему ведут 268 ступеней. Неподалеку расположены чань-буддийские монастыри и «тропа мудрости», теряющаяся в лесном массиве парка.

 

    Несколько слов хочется сказать и о вечернем Сянгане. Ежедневно в восемь часов вечера начинается световое шоу, которое лучше всего наблюдать с набережной Авеню звезд на полуострове Коулун. Оттуда открывается прекрасная панорама подсвеченных небоскребов острова Сянган. А панораму всего города можно обозревать с пика Виктория (552 м), причем в разное время суток вы будете открывать «иной» Сянган. Именно здесь, стоя на этом пике, вы наверняка почувствуете, что в этом месте Восток уже покорил Запад.

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan