23 декабря 1978 г. забили первую сваю в фундамент Шанхайской металлургической корпорации «Баоган» (Baosteel). Позже, в условиях реформы и открытости «Баоган», словно огромный лайнер, ушел в плавание от причала на реке Хуанпуцзян. «История докажет, что, создав ''Баоган'', мы поступили правильно», – сказал тогда Дэн Сяопин.
Благодаря более чем 30-летнему развитию в 2008 г. корпорация «Баоган» произвела 35,44 млн. т стали и заняла 3-е место среди всех металлургических предприятий мира. Кроме того, общий доход от хозяйственной деятельности корпорации достиг в 2008 г. 35,5 млрд. долларов США, и по этому показателю «Баоган» заняла 220-е место в списке 500 крупнейших предприятий мира (рейтинг журнала «Форчун»). «''Баоган'' не пошла по обычному пути развития китайских металлургических предприятий, а создала новую модель развития: «заимствование – освоение и принятие – инновация», – так сказал председатель правления корпорации Сюй Лэцзян.
«Баоган» – стальной гигант
ЧЭНЬ БЯО, СЕ ЧЖИХУА
Сегодня почти у каждого китайца периодически бывает на руках «визитная карточка» корпорации «Баоган» – монета достоинством в один юань, изготовляемая из стали «Баоган». Половина автомобилей отечественного производства «упакована в костюмы», изготовленные корпорацией «Баоган». Главный государственный стадион «Птичье гнездо», новое здание Центрального телевидения Китая, Шанхайский Всемирный финансовый центр, павильон Китая Экспо-2010 в Шанхае... При строительстве всех этих прославленных зданий применялись различные стальные профили, изготовленные корпорацией «Баоган».
Однако 30 с лишним лет назад у специалистов и общественности возникали сомнения относительно целесообразности создания корпорации «Баоган»: зачем строить металлургический завод в Шанхае, где нет железорудных месторождений? Почему Китай, страна с такой огромной территорией и богатыми природными ресурсами, вынуждена импортировать железную руду? В то время многие считали, что создание корпорации «Баоган» противоречит законам экономики. Голоса сомнения раздавались не только со стороны «экономгеографов». Дело в том, что для строительства «Баоган» требовалось изыскать, как минимум, 30 млрд. юаней, а совокупные финансовые доходы страны в то время едва превышали 80 млрд. юаней.
В 1977 г. замминистра металлургической промышленности КНР Е Чжицян в формате ознакомительной поездки выехал в Японию, где посетил металлургическую корпорацию «Синниттецу» (Nippon Steel). Держа в руках банку с удобно открывающейся крышкой, он не сумел ее открыть, потому что не знал, как (банка с напитком, которая открывается с помощью петельки). На скоростной автотрассе машина китайского посольства далеко отстала от японского автомобиля и, в конце концов, встала из-за поломки. Китайским гостям пришлось пересесть в машину японской стороны. Е Чжицян привез в Китай документальный фильм о корпорации «Синниттецу», который дал толчок новому мышлению китайских руководителей. Япония тоже не обладает большими залежами железа и угля, но за короткие 15 лет производство стали в этой стране в пять раз превысило объемы производства китайской металлургии! Корпорация «Синниттецу» провела реструктуризацию, заимствовала оборудование и технику из США и западной Европы, освоила ее и улучшила, став в результате гигантом мировой металлургии. Пример «Синниттецу» укрепил китайское руководство в решении создать «Баоган» в Шанхае. При посещении «Синниттецу», Дэн Сяопин сказал: «Завод такого образца следует создать в Китае».
Заимствовать только лучшее
15 сентября 1985 г. была введена в строй первая очередь будущего комбината. Все оборудование и технологии начиная с обеспечения сырьем до процесса выплавки стали позаимствовали в Японии. «В строительстве второй очереди мы хотели изменить имевшиеся способы производства, – сказал Сюй Лэцзян. – Мы предложили, чтобы иностранцы, которые желают реализовать свою продукцию на китайском рынке, предоставляли нам технологии. Это значит, что они получат доступ к рынку в обмен на технологии. Тогдашний принцип был нацелен на то, чтобы сотрудничать в проектировании и изготовлении». Холодильная плита для доменной печи является самой важной составляющей в системе охлаждения плавильной печи. Согласно заключенному контракту, китайский изготовитель делал ее по чертежу, предоставленному японской стороной. Но качество готовой продукции намного уступало импортируемой. Тогда в «Баоган» приняли решение заимствовать из Японии ключевое техническое оборудование, а затем изучать его и обучать технический персонал и инженеров, с тем, чтобы они впоследствии могли осуществлять самостоятельные разработки. В 1993 г. «Баоган» успешно разработала холодильную плиту 4-го поколения, которая на 2 порядка превышала японскую продукцию. Японские предприятия даже подписали с «Баоган» контракты на поставку китайских плит. И в истории развития «Баоган» много таких примеров.
При строительстве третьей очереди «Баоган» заимствовала все лучшее из того, что есть в каждом звене поточной линии, так, словно «заказывала излюбленные блюда к банкетному столу». Это требовало кооперации производителей разных стран, которые своими преимуществами дополняли друг друга. Доменная печь емкостью 4063 кубометров, комплекс стана холодной прокатки типа 1550... все достигало передового мирового уровня.