0.png

heute:2025.5.3. Samstag

Главная страница >> Спецтемы >> ВСНП и ВК НПКСК  Ежегодные сессии 2025 >> текст

КИТАЙ В 2025 ГОДУ: НОВЫЕ ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

2025-03-07  

КИТАЙ В 2025 ГОДУ: НОВЫЕ ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Современный этап развития Китая характеризуется переходом от стадии высокоскоростного роста к стадии высококачественного развития, что требует новых подходов и решений.

Еще в 2020 году Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин на заседании Народного политико-консультативного совета Китая изложил идею «двойной циркуляции», которая направлена на баланс между развитием внутреннего рынка («внутренний цикл») и укреплением международного сотрудничества («внешний цикл») с акцентом на ускоренное масштабирование внутренней циркуляции. В ходе общей дискуссии на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН объявил Си Цзиньпин заявил, что «это откроет новые горизонты для экономического развития Китая, придаст дополнительный импульс возобновлению и росту мировой экономики».

В 2023 году «двойная циркуляция» была официально закреплена в качестве стратегической основы 14-й пятилетки (2021–2025 гг.), так как переход к «высококачественному развитию» требовал снижения зависимости от сырьевого экспорта и увеличения доли высокотехнологичных отраслей. 

На наш взгляд, именно политика «двойной циркуляции» будет определять экономическое развитие Китая и его роль в мировой экономике на протяжении полутора десятилетий, то есть до середины 2030-х годов.

2025 год – станет ключевым для реализации 14-ого пятилетнего плана и заложит прочный фундамент для предстоящей 15-й пятилетки.

Несмотря на усложнение глобальной среды – санкционное давление, замедление мировой торговли и геополитическую нестабильность – экономическая основа Китая обладает высокой устойчивостью и огромным потенциалом. Это можно подкрепить фактами: КНР сохранил позитивную динамику ВВП, который превысил 130 трлн юаней. Для достижения цели удвоения экономики к 2035 году требуется среднегодовой рост на уровне 4,7–5%, что требует мобилизации четырёх ключевых драйверов.

1. Зелёная трансформация

На XX Съезде КПК Председатель КНР отметил, что «стимулирование перехода к зеленой и низкоуглеродной модели социально-экономического развития является ключевым звеном осуществления высококачественного развития».

Китай, будучи крупнейшим в мире эмитентом CO₂, одновременно становится глобальным лидером в области зелёных технологий и устойчивого развития. Его амбициозные цели – достичь пика выбросов к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 – требуют масштабных изменений во всех секторах экономики.

В 2024 г. Китай совершил прорыв в экологизации транспорта: доля продаж автомобилей на новых источниках энергии уже превысила 50%, опередив планы на 2035 год. Это не только сократило вклад транспорта в загрязнение воздуха (ранее – до 33% в мегаполисах), но и создало новую промышленную отрасль.

Параллельно с этим, в энергетике 80% новых мощностей в 2024 году пришлось на солнечные и ветровые станции, что укрепило позиции Китая как мирового лидера в области возобновляемых источников энергии.

Однако цель глубже: построение системы, исключающей повторение экологических кризисов через интеграцию «зелёных» стандартов во все секторы – от логистики до строительства.

Таким образом, сбалансированная зеленая экономика стремится к достижению компромисса между экономикой и окружающей средой, требует реализации целей устойчивого экономического развития, подчеркивает интегрированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

2. Инвестиционная открытость

Мировая экономика трансформируется, и ведущие игроки, такие как Китай и США, формируют для себя новые региональные зоны, которые включают в себя развитие новых глобальных цепочек создания стоимости. По этой же причине лидеры формируют новую сеть инвесторов и инвестиционных институтов.

В прошлом году правительство Китая запустило глобальную акцию «Инвестируй в Китай», стремясь увеличить активность иностранного капитала на своих рынках. Наиболее перспективные сферы – банковский и страховой секторы, природоохранная деятельность, высокотехнологичное производство, производство полупроводников и высокотехнологичного оборудования, биофармацевтика. Уровень доходности инвестиций для иностранного капитала в КНР составляет 9%. В свою очередь, укрепление инновационного потенциала поможет Китаю снизить зависимость от импорта критических технологий и усилить позиции в глобальных цепочках добавленной стоимости, а также способствовать модернизации сектора услуг и потребительского рынка, что усилит внутренний спрос.

Все это подкрепляется расширением международных инициатив, таких как «Пояс и путь», который объединил 150 стран и 30 международных организаций. В 2025 году КНР планирует усилить роль мегапроекта через Форум «Пояс и путь», Форум ШОС (с новой десятилетней стратегией), Саммит Китай–Центральная Азия и Международный импортный ЭКСПО. Данные площадки не только диверсифицируют внешнеэкономические связи, но и смягчают риски деглобализации.

В целом, перечисленные выше усилия являются частью инициативы председателя КНР Си Цзиньпина по превращению Китая в финансовую державу.

3. Увеличение внутреннего спроса

Китай сегодня переориентирует свою экономику с экспортно-ориентированной модели на экономику внутреннего спроса.

Программа обновления бытовой техники по системе trade-in, запущенная в 2024 году, стала локомотивом розничного сектора: прирост объёма рынка на 1 трлн юаней и мультипликативный эффект в 6,6% ВВП. В 2025 году её расширят на электронику (смартфоны, планшеты).

Параллельно с этим государство намерено стимулировать инвестиции в основные фонды и частный бизнес. На встрече с ведущими предпринимателями Китая в феврале этого года Си Цзиньпин пообещал, что частные компании будут иметь такой же доступ к рынку страны, как и государственные предприятия, без каких-либо препятствий для участия в инфраструктурных проектах или получения финансирования от банковской системы Китая.

4. Новая экономика: инновации и «низковысотные» технологии

Ключевой акцент в 2025 году будет сделан на развитии секторов будущего: новая энергетика, биомедицина, ИИ, авиация и космос. Эти отрасли не только укрепляют технологический суверенитет, но и формируют экспортный потенциал – например, китайские электромобили и ветрогенераторы уже доминируют на глобальных рынках.

Пекин в 2025 году предпримет больше шагов, чтобы не уступать США в гонке за искусственным интеллектом. Чтобы идти в ногу с мировыми достижениями в области искусственного интеллекта, Китаю потребуются огромные усилия, особенно с учетом того, что его доступ к новейшим западным технологиям становится все более ограниченным.

Таким образом, Китай вступает в 2025 год с амбициозным планом, где зелёный переход, внутренний спрос и инновации заменяют традиционную модель роста. Однако вызовы остаются: демографическое старение, долговые риски местных правительств и необходимость баланса между госрегулированием и рыночной гибкостью. Успех будет зависеть от того, удастся ли превратить «двойную циркуляцию» в синергию, где внутренние реформы усиливают глобальную конкурентоспособность, а открытость становится инструментом влияния.

Ю.В. Мануйлова кандидат политических наук,старший преподаватель факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

 

10Идеи Си Цзиньпина об экономическом строительстве: российские оценки

Более 10 лет российские исследователи внимательно следят за идеологической платформой, выстаиваемой Си Цзиньпином в рамках строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Идеи Си Цзиньпина затрагивают широкий спектр вопросов. Российских экономистов особо интересуют идеи китайского лидера в области экономического строительства.

Главное, чем отличается период, начавшийся с 2012 г., – Китай стал глобальной силой, с которой считается весь мир. Будучи второй экономикой мира по номинальному ВВП Китай определяет глобальную экономическую повестку. Отметим следующие нововведения в экономическом строительстве, поддержанные китайским лидером.

С 2010 г. мировая экономика начала замедляться. Став второй экономикой мира, Китай приступил к корректировке перекосов в области экономического строительства, выявленных на предыдущих этапах реформ.

С 2013 г. Си Цзиньпин выступил с инициативой «Пояса и пути», в которой страна стала играть новую, более значимую роль на мировой арене, особенно в развивающихся государствах. Начался бум совместных проектов в различных областях. Особо важным, на наш взгляд, является вклад Китая в модернизацию и индустриализацию развивающегося мира.

С 2015 г. власти страны приступили к активизации производственной кооперации с другими государствами. Китай планировал делиться накопленным опытом, способствуя созданию новых рабочих мест, внедрению передовых практик менеджмента, в конечном счете стимулируя рост национальных экономик принимающих государств.

С 2015 г. в Китае начали реформу в области предложения, поскольку в некоторых отраслях народного хозяйства отмечалось перепроизводство (например, в сталелитейной, стекольной и пр.). Инициатива «Пояса и пути» способствовала как ликвидации перекосов внутри Китая, так и помощи странам «Глобального юга». Подобный подход в корне противоречит западным взглядам на экономическую экспансию, которая рассматривается скорее как эксплуатация ресурсов и трудовой силы, нежели как стремление создать благоприятную экономическую среду в принимающих странах. Китай полагает, что чем более развитым с точки зрения экономики будет их партнер, тем больше преимуществ получит КНР, поэтому их экономическая политика нацелена на всеобщее процветание, а не на концепцию, в которой одни страны выигрывают, а другие – проигрывают.

Тогда же власти страны приняли новую модель экономического роста, которую в дальнейшем начали называть «новой нормальностью». Модель предполагала переход от высоких к средневысоким темпам роста. «Новая нормальность» стала поворотной точкой в экономической политике Пекина, поскольку страна в полной мере осознала необходимость контроля не только за количественными показателями, но и за качеством роста.

В эти же годы КНР присоединилась к Парижскому соглашению по климату и начала новую экологическую политику, нацеленную на снижение выбросов углекислого газа в атмосферу.

Продолжалась активная борьба с бедностью. В 2020 г. была одержана победа над абсолютной бедностью. Китай является мировым лидером в этой борьбе, став первым государством, которому удалось ликвидировать бедность в таком масштабе. К началу политики реформ и открытости в 1978 г. в Китае по данным ГСУ КНР 97% населения считались проживающими за чертой бедности. Сейчас в стране нет людей, находящихся за чертой абсолютной бедности, хотя власти полагают, что благосостояние народа может быть еще улучшено.

Кроме победы над абсолютной бедностью также было обозначено, что Китай достиг важного рубежа, к которому стремились все предшествующие лидеры, – страна реализовала мечты о построении общества малого благоденствия «сяокан», кроме того, в 2021 г. была достигнута «первая столетняя цель» к столетию коммунистической партии Китая.

Перед Си Цзиньпином стояли новые, более сложные глобальные задачи. С 2020 г. Китай должен был начать работу, нацеленную на «взятие» новые рубежей: страна наметила путь ко «второй столетней цели», к «великому возрождению китайской нации», к строительству общества всеобщей зажиточности «фуюй», где большая часть населения будет иметь высокий уровень достатка.

С 2020 г. произошла трансформация основ макроэкономического планирования – с 14-го пятилетнего плана Китай отказался от установления показателей по темпам роста ВВП на новую пятилетку. Это также свидетельствует о некоторой зрелости Китая.

С 2020 г. Китай взял на себя обязательства по «двойному углероду»: по достижению пика выбросов СО2 к 2030 г. и «углеродной нейтральности» - к 2060 г. Это тоже приводит к значительной трансформации экономической работы и к формированию новых экологических стандартов. Для КНР новая экологическая политика стала серьезным вызовом, поскольку примерно четверть всех выбросов углекислого газа в атмосферу создавалось именно китайской промышленностью. Сегодня страна – лидер по количеству электромобилей, в солнечной и ветряной энергетике государству также удается поддерживать ведущие позиции, на территории государства расположено множество крупных гидроэлектростанций, активно развивается атомная энергетика, в том числе в сотрудничестве с российской стороной.

Но самое главное, на наш взгляд, нововведение Си Цзиньпина в области экономического строительства, – это внедрение новой модели экономического роста «двойная циркуляция». Она рассматривается не только как серия экономических реформ, нацеленная на рост внутреннего потребления, российские экономисты видят в ней полноценную структурную перестройку всей экономики Китая.

До начала активной фазы внедрения новой экономической модели «двойной циркуляции» Китай опирался на масштабные инвестиции в основной капитал и значительные объемы внешней торговли. Но постепенно приоритеты сместились: иностранные государства чрезмерно болезненно реагируют на «возвышение Китая», делать ставку на внешнюю торговлю рискованно, кроме того, население имеет достаточный уровень благосостояния, чтобы осуществлять более масштабные траты, например, на путешествия, обучение, тем самым повышать качество своей жизни. Поэтому основная суть новой модели – в развитии внутреннего рынка, который бы смог поддерживать внешние рынки.

Кроме того, Си Цзиньпин уделяет много внимания более узким, но не менее важным темам:

·      Инновационное развитие. Для того, чтобы Китай не попал в «ловушку среднего дохода» требуется реализовывать инновационные прорывы. Страна уверенно идет от концепции «Сделано в Китае» к «Создано в Китае». Успехи и прорывы уже носят не только догоняющий, но и прорывной характер.

·      Энергетическая безопасность. В 2024 г. были опубликованы идеи Си Цзиньпина в области энергетической безопасности. Китай внес огромный вклад в поддержание мировой энергетической системы. Будучи крупным потребителем энергоресурсов, Китай стремится реализовывать цели по снижению использования ископаемого топлива, а также развивает альтернативную энергетику. Сегодня страна – мировой лидер в области возобновляемой энергетики. В дальнейшем его роль в этом качестве будет лишь расти.

·      Продовольственная безопасность. В настоящий момент Китай поддерживает высокий уровень самообеспеченности базовыми продовольственными товарами. Из уст Си Цзиньпина звучали призывы снизить внешнюю зависимость в поставках сои, кукурузы и масла. Уверены, что и это «узкое горлышко» скоро будет преодолено.

·      Возрождение села. Си Цзиньпин нацелен на сокращение разрыва между городом и деревней. Статистика показывает, что в Китае под руководством Си Цзиньпина жизнь сельских граждан каждый год становится все лучше.

Идеи Си Цзиньпина в области экономического строительства являются законченным комплексом идей, которые дают реальные результаты. Китай успешно достигает своих долгосрочных целей и под руководством партии и ее генерального секретаря Си Цзиньпина стремится к «великому возрождению китайской нации», а мы, китаисты, верим и с интересом наблюдаем за тем единственно верным путем, которым идет современный Китай.

Ю.В. Мануйлова кандидат политических наук,старший преподаватель факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

< >
  • 2024(4).png
  • 2024(2-3).png
  • 2024(1).png
  • 2023(12).png
  • 2023(11).png
  • 2023(10).png
  • 2023(9).png
  • 2023(7-8).png
  • 2023(6).png
  • 2023(5).png
  • 2024(4).png
  • 2024(2-3).png
  • 2024(1).png
  • 2023(12).png
  • 2023(11).png
  • 2023(10).png
  • 2023(9).png
  • 2023(7-8).png
  • 2023(6).png
  • 2023(5).png
0.png

Си Цзиньпин призвал к успешному завершению пятилетнего плана армейского строительства

Си Цзиньпин подчеркнул поддерживающую роль образования в научно-техническом и кадровом развитии

Китайско-американское сотрудничество отвечает коренным интересам народов двух стран

Глава МИД КНР: Китай и США должны мирно сосуществовать на земном шаре

Глава МИД КНР: Этой осенью в городе Тяньцзинь состоится очередной саммит ШОС

Зрелые, стойкие и устойчивые китайско-российские отношения не будут поколеблены никаким поворотом событий

Китай полностью уверен в достижении целевого показателя роста ВВП в 2025 году

Си Цзиньпин призвал пров. Цзянсу сыграть ведущую роль в развитии страны

В фокусе внимания Китая/ Официальные лица разъяснили, почему цель роста экономики Китая на 2025 год достижима

Китайское правительство пообещало содействовать финансированию негосударственных предприятий

Министр образования КНР: Технологическая революция в виде ИИ открывает большие возможности