Главная страница >> Политреалии >> текст
«Центральная ось» Пекина: философский подтекст
ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ
Дизайнер проекта «Художественное творчество» музея Гугун и основатель собственной студии У Тун считает, что это понятие имеет глубокий философский подтекст, который женщина исследует и осмысляет уже долгие годы. По ее словам, «центральная ось» помогает нам лучше понять такие загадочные традиционные концепции китайской натурфилосифии, как «инь-ян» (гармония противоположностей) и «у-син» (пять элементов), а также может ответить на ряд вопросов, над которыми большинство из нас никогда не задумывались, например, почему Храм Неба (Тяньтань) находится на юге, а Храм Земли (Дитань) – на севере, ведь это неспроста.
«Здесь квинтэссенция пекинской “срединной оси”», – задумчиво произносит У Тун, когда мы встретились с ней в небольшом кафе на улице Цяньмэнь. Лауреат премии Global Design Pioneer (China) Award имеет обширные познания в старинной китайской архитектуре, в которой она зачастую находит глубокий символизм: «Я считаю, что “чжунчжоусянь” в высшей степени воплощает китайскую натурфилософию, а также традиционную концепцию творчества. Это совершенная система и, можно сказать, олицетворение сущности китайской культуры».
«Дизайн, сокрытый в реликвиях» – так У Тун формулирует свою профессиональную философию. Она постоянно ищет вдохновение в традиционной национальной культуре. «Объект моих поисков зашифрован в артефактах, – объясняет дизайнер. – Моя задача – обнаружить это, найти свою Музу в анналах истории».
Классическая архитектура в шоколаде
Центральное место на «срединной оси» столицы занимает императорский дворец Гугун. Недавно под руководством У Тун был реализован проект производства шоколадных макетов зданий этого комплекса в рамках Пекинского конкурса по сохранению культурного наследия и инновациям 2022 г., где он получил приз первой степени в категории «новаторство в культуре». Его концепция включает девять сделанных из шоколада моделей построек Гугуна с крышами разной формы, чей экстерьер выдержан в характерных для этого архитектурного ансамбля красных оттенках и дополнен бумажными скульптурами. Вся композиция исполнена духа древности, однако вместе с тем не теряет минимализма и простоты. К ней прилигается карта музея, на которой не только можно легко найти все прототипы шоколадных макетов, но и прочитать детальную информацию об особенностях строения их кровли.
На этот проект У Тун вдохновила история из XVIII века. Бывший в ту пору хозяином Запретного города цинский император Канси (1654 – 1722 гг.), случайно узнав о существовании шоколада, принял его за лекарство западной медицины и приказал сановникам раздобыть диковинку. В конце концов, царедворцы нашли этот продукт у миссионеров и написали монарху доклад в тысячу иероглифов, в котором подробно описали особенности и функции шоколада, заявив, что он «не является медикаментом, а подобен чаю». Прочтя документ, Канси окончательно запутался и потерял интерес к этому кондитерскому изделию. История показалась У Тун очень интересной, и дизайнер решила включить шоколад в свое творчество, объединив ее с темой Гугуна. «Невероятно, что в императорском дворце можно найти и такую историю, – восхищается она. – Запретный город – это целостная, живая культурная система».
Сокровищница дизайна
«Место, в котором мы сегодня встречаемся, тоже очень символично», – отмечает У Тун. В свое время именно на улице Цяньмэнь судьба свела ее с Гугуном. Здесь в 2015 г. проходила Международная неделя дизайна в Пекине. У Тун приняла в ней участие со своим проектом обоев «Таинственный сад Гугуна», который был представлен в рамках «Трансграничной выставки нового китайского дизайна и современного искусства». Эта работа интересна тем, что если смотреть на нее издалека, она представляется геометрическим узором в итальянском стиле, и лишь при близком рассмотрении становятся видны детали – оказывается, что орнамент составлен из многочисленных элементов, характерных для древнекитайской живописи: людей, гор и водоемов, бамбука и даже маленькой лани, спасающейся от охотника.
«Я заимствовала эти компоненты из старинных картин, реорганизовала их расположение, а потом собрала в геометрические узоры, – комментирует свою творческую задумку автор. – Геометрия часто встречается в современной жизни, поэтому ее сочетание с древнекитайской живописью создало интересный эффект контраста, некого столкновения двух миров, поэтому продукт не выглядит сугубо традиционным, но вполне актуален».
«Таинственный сад Гугуна» был замечен сотрудниками связанной с Музеем компании по распространению культуры, которые вышли на У Тун и предложили ей долгосрочное сотрудничество. «Запретный город – это не просто комплекс строений, это яркая жемчужина, сверкающий самоцвет», – дизайнер не может сдержать восхищение. По словам У Тун, ее отношения с этим древним местом можно охарактеризовать как «взаимное притяжение и питание»: «Гугун – настоящая сокровищница дизайна. Войдя в эту “пещеру Али-бабы”, уже невозможно выйти назад».
На сегодня для У Тун мир дизайна вышел далеко за пределы Запретного города и охватывает всю многотысячелетнюю историю Китая и его традиционную культуру. В январе 2022 г. официальный сайт Пекинского оргкомитета зимней Олимпиады совместно со студией нашей героини запустил короткометражный фильм «Зимние Олимпийские игры в Запретном городе», рассказывающим о спортивных забавах императорского дворца в холодное время года. Помимо построек Гугуна, видеоряд показывает такие произведения китайской живописи как «Игры на льду», «Увеселения императора Сюаньцзуна династии Мин», наскальные рисунки из пещер синьцзянского Алтая и др. Также в короткометражке в форме фиксированной анимации демонстрируются символы различных дисциплин зимних Олимпийских игр. Делается это с использованием древнекитайского искусства вырезания из бумаги в качестве основного визуального инструмента. Причиной этого У Тун называет желание показать, как при помощи креативности и новаторства мы можем превратить самый простой, очень доступный материал во что-то совершенно иное, что «обладает способностью нарратива и служит вдохновением». Дизайнер надеется, что ее идея заставит людей «искать осколки китайской традиционной культуры».
Однако такое влечение У Тун демонстрировала не всегда – раньше в своих творческих изысканиях она больше склонялась к минимализму Баухауса. Ее упорство в этом подражании принесло плоды – женщина стала обладателем целого ряда престижных международных премий. Зарубежные коллеги часто приглашали ее к обсуждению какого-то вопроса или обмену опытом. Однако в ходе этих бесед У Тун обнаружила, что ее творческие идеи зачастую совпадают, а иногда и полностью повторяют концепции западных дизайнеров. Это отсутствие оригинальности и подтолкнуло китаянку искать вдохновение в национальных сюжетах.
«Переломным моментом стал 2008 год, – вспоминает она. – Тогда я по-настоящему заинтересовалась нашей традиционной культурой». От концептульного проекта реконструкции архитектурного комплекса гильдии «Хугуан хуэйгуань» до перестройки зданий Пекинской школы изучения древнекитайской культуры в храме предков императорской фамилии «Таймяо» – через руки дизайнера прошло немало древних построек. В это время Муза указывает У Тун новое направление – Запретный город. Перейдя от подражания западному стилю дизайна к национальным традициям, женщина начала формировать свою творческую идентичность, исследовать историческое и культурное наследие Китая, создавать гармоничный синтез Востока и Запада.
Символ культуры столицы
Древняя столица пяти династий во все времена в своем градопланировании следовала идее равновесия и гармонии. «Чжунчжоусянь», как следует из названия, является великолепным ее отображением.
«Суть этого мира в постоянном изменении, – утверждает У Тун. – И когда система меняется, лучше всего находиться посередине – в этой позиции относительно близко до любого из краев. “Чжунчжоусянь” подчеркивает значимость концепции идеального порядка для столицы Китая. Это важный символ нашей культуры, который имеет для нее огромное значение, так как является ее квинтэссенцией, ее знаком».
В настоящее время У Тун готовит художественную выставку по теме «средней оси», цель которой – представить «чжунчжоусянь» и китайскую культуру через призму дизайна, раскрыть традиционные философские понятия «чжунъюн» (гармоничность, беспристрастность), «инь-ян» и «у-син». Дизайнер надеется, что экспозиция сможет представить эти традиционные концепции и вместе с тем не будет лишена прогрессивности и новизны.
Си Цзиньпин единогласно избран председателем КНР и председателем ЦВС КНР
Си Цзиньпин подчеркнул важность здорового и высококачественного развития частного сектора /более подробно/
Началась встреча премьера Госсовета КНР Ли Цяна с представителями СМИ после закрытия ежегодной сессии ВСНП
В Пекине состоялось заключительное заседание 1-й сессии ВСНП 14-го созыва
В Пекине закрылась 1-я сессия ВК НПКСК 14-го созыва
В Пекине началось 4-е пленарное заседание 1-й сессии ВСНП 14-го созыва
Необходимо укрепить интегрированные государственные стратегии и стратегический потенциал
Китай возобновляет выездной групповой туризм в еще большее число стран
МИД КНР призвал США немедленно прекратить политические манипуляции в вопросе происхождения COVID-19
Китай усовершенствует систему управления государственным финансовым капиталом