9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Фаофор из Цзиндэчжэня

2022-04-19    

  • 可复制中国俄文版202204x.jpg

< >

Фаофор из Цзиндэчжэня

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

Фарфор – это искусство глины и огня, а каждая его деталь – кропотливая работа мастеров. Во всем мире известны фарфоровые изделия из г. Цзиндэчжэня пров. Цзянси. Здесь он отличается разнообразием форм, изысканностью узора, яркими красками и искусством скрупулезной росписи «гунби».

В 2006 г. техника изготовления керамических изделий ручной работы из г. Цзиндэчжэнь была внесена в список государственного нематериального культурного наследия Китая.

Отражение вековых традиций

Изготавливать керамические изделия в Цзиндэчжэне начали еще в эпоху Пяти династий (907–960 гг.). Во времена династии Сун (960–1279 гг.) закрепились технологические приемы важнейших методов ручной лепки, появилось разделение труда. При династии Юань (1271–1368 гг.) кому-то пришла в голову гениальная идея добавить в фарфоровое тесто порошок из камня каолин, который обладает хорошей пластичностью и огнестойкостью.

Временем процветания для фарфоровой промышленности Цзиндэчжэня был период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.). Тогда техника ручного изготовления была доведена до филигранного совершенства, а фарфоровых мастерских в Цзиндэчжэне было великое множество.

Весь процесс производства в Цзиндэчжэне – от заготовки глины, формования, декорирования, сушки и до конечного обжига ажурных изделий – разделен на 72 узкоспециализированных технологических этапа.

«Вытягивание заготовки» (по-китайски называется «ла пи») – это первый этап. Бесформенный кусок подготовленного глиняного теста кладут на гончарный круг и обеими руками формируют, как бы вытягивая, исходную заготовку. Другой процесс – это «печать заготовки» («инь пи»). Частично высохшее изделие укладывается в эталонную форму и аккуратно оббивается со всех сторон. Так на внешней стороне фарфора создается рельефный узор. Затем в дело вступает резец, с помощью которого на этапе «обрезки заготовки» («ли пи») мастер удаляет с «зародыша» все неровности и заусенцы. Далее идет очистка, обрезка дна, нанесение узоров, глазурование, сушка и окончательный обжиг.

Хлопотный процесс требовал от мастера чрезвычайной сосредоточенности, что способствовало разделению труда при изготовлении цзиндэчжэньского фарфора. Многие местные специалисты всю свою жизнь выполняли лишь один из 72 технологических этапов. Но зато исполнение своей части работы они доводили до совершенства! Фэн Шаосин, официально признанный мастером-наследником, хранителем нематериального культурного наследия керамических изделий ручной работы г. Цзиндэчжэнь, считает, что цзиндэчжэньский фарфор приобрел всемирную известность именно благодаря той требовательности к себе, с которой местные мастера выполняли столь кропотливую работу.

Четыре вида цзиндэчжэньского фарфора

Весь фарфор из г. Цзиндэчжэнь имеет прекрасные формы, благородную расцветку и невероятное разнообразие типов, но в целом принято выделять четыре традиционных вида: «фарфор с бело-синим орнаментом», «искусный фарфор» («линлунцы»), «фарфор с монохромной цветной глазурью» и «фарфор розового семейства».

Для изготовления «фарфора с бело-синим орнаментом» мастер берет краску на основе кобальтовой руды. После нанесения орнамента изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается в печи при температуре около 1300 градусов. Под воздействием высокой температуры оксиды кобальта изменяют цвет вплоть до ярко-синего оттенка. В подобных изделиях белый цвет фарфоровой основы изящно сплетается с синими оттенками, такая ажурность плетения линий выглядит очень элегантно.

Фарфор «линлунцы» за сходство узора поверхности с рассыпанными рисовыми зернышками еще называют «михуа» (米花) – «рисовые цветы». При изготавлении изделия добавляются два особых метода: вырезание на поверхности выемок в виде «рисового» узора с последующим их заполнением прозрачной глазурью. У такого фарфора совершенно необыкновенное свечение поверхности.

«Фарфор розового семейства» славится своими яркими красками и тонкой росписью. Мастера набрасывают крупными мазками на необожженной поверхности глазури рисунки самого разного оттенка. Затем в дело вступают художники по глазури, которые специальной иглой гравируют по свежему рисунку филигранные узоры, придающие работе утонченность и рельефность текстуры.

«Фарфор с монохромной цветной глазурью» – единственная в своем роде техника изготовления цветных фарфоровых изделий, потому что ни на одном этапе работы на поверхность изделия не наносится цветной рисунок! Секрет в том, что в обычную белую глазурь добавляются бесцветные оксиды, которые под воздействием высокой температуры приобретают самые невероятные сочетания оттенков. Множество слабовоспроизводимых факторов делает производство такого фарфора буквально колдовством. Из-за чрезвычайной сложности технологии стоимость такого фарфора была высока, а техника его изготовления несколько раз терялась и переоткрывалась заново. Ныне только Дэн Сипин, родившаяся в 1942 г., является единственным мастером-хранителем этого национального нематериального культурного наследия.

Она в течении более чем 50 лет изучала и бережно сохраняла найденные ею уникальные приемы работы. За это время кудесница смогла воспроизвести свыше 1000 традиционных разновидностей фарфоры с монохромной цветной глазурью, а также создала более 40 авторских составов покрытия.

Иновации в древнем мастерстве

Аура культуры работы с фарфором буквально окутывает Цзиндэчжэнь: в городе с постоянным населением чуть более полутора миллионов человек в керамической промышленности занято свыше 100 тысяч.

Но не только хранители уникальных традиций ныне задают тон в древнем ремесле: плечом к плечу со старыми мастерами встают в ряды поколения изобретательных молодых людей. Люй Ятин – из поколения 90-х гг., она родилась в семье потомственных мастеров и в 2016 г. переняла у отца бразды правления фабрикой по производству фарфора. Сейчас молодая женщина задает на предприятии инновационный тон и даже создала новый бренд. Ее креативные керамические изделия весьма популярны в Китае: фарфоровые термосы и чашки с эмодзи раскупаются влет.

В последние годы многие приезжают осмотреть Культурно-творческий парк керамики «Тао Сичуань», который был организован из старого цеха и фабричного здания. В этом парке можно побывать на творческом рынке керамики, пройти обучение в культурном классе, испытать свои силы в предпринимательском инкубаторе, либо просто купить фарфор в торговом центре. С момента своего официального открытия в 2016 г. «Тао Сичуань» дал выставочную платформу для более чем 17 тыс. молодых мастеров. Об истории успеха, сопутствующем здесь активным новаторам, рассказал 32-летний Чжоу Сюнхао – глава студии керамики и украшений «Фаньхуа Цзаоу», расположенной в «Тао Сичуань». В начале он арендовал в парке под студию лишь небольшую каморку размером в шесть квадратных метров, но дела пошли столь удачно, что за несколько лет развития производственная площадь студии выросла до невероятных 2000 кв. м!

Тот же фарфор, который буквально породил Цзиндэчжэнь в древности, теперь обновляет и трансформирует город в новой реальности. В 2019 г. Цзиндэчжэнь был объявлен национальным экспериментальным центром керамической культуры и инноваций. В городе сохранилась вся цепочка производства уникальной керамики, а талантливо созданная атмосфера творчества и оказываемая городу политическая поддержка привлекают сюда огромное количество предпринимателей из пров. Цзянси, других районов Китая и даже из зарубежных стран. Тут создается не только классический традиционный фарфор, но и появляются настоящие шедевры в новаторском стиле, напитанные новыми формами, энергией и творческим напряжением. И, наблюдая все это, мы видим, как вековое мастерство изготовления волшебных изделий из простой глины предстает перед нами в новом свете.

на странице

на следующей странице

Фаофор из Цзиндэчжэня

2022-04-19    

  • 可复制中国俄文版202204x.jpg

Фаофор из Цзиндэчжэня

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

Фарфор – это искусство глины и огня, а каждая его деталь – кропотливая работа мастеров. Во всем мире известны фарфоровые изделия из г. Цзиндэчжэня пров. Цзянси. Здесь он отличается разнообразием форм, изысканностью узора, яркими красками и искусством скрупулезной росписи «гунби».

В 2006 г. техника изготовления керамических изделий ручной работы из г. Цзиндэчжэнь была внесена в список государственного нематериального культурного наследия Китая.

Отражение вековых традиций

Изготавливать керамические изделия в Цзиндэчжэне начали еще в эпоху Пяти династий (907–960 гг.). Во времена династии Сун (960–1279 гг.) закрепились технологические приемы важнейших методов ручной лепки, появилось разделение труда. При династии Юань (1271–1368 гг.) кому-то пришла в голову гениальная идея добавить в фарфоровое тесто порошок из камня каолин, который обладает хорошей пластичностью и огнестойкостью.

Временем процветания для фарфоровой промышленности Цзиндэчжэня был период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.). Тогда техника ручного изготовления была доведена до филигранного совершенства, а фарфоровых мастерских в Цзиндэчжэне было великое множество.

Весь процесс производства в Цзиндэчжэне – от заготовки глины, формования, декорирования, сушки и до конечного обжига ажурных изделий – разделен на 72 узкоспециализированных технологических этапа.

«Вытягивание заготовки» (по-китайски называется «ла пи») – это первый этап. Бесформенный кусок подготовленного глиняного теста кладут на гончарный круг и обеими руками формируют, как бы вытягивая, исходную заготовку. Другой процесс – это «печать заготовки» («инь пи»). Частично высохшее изделие укладывается в эталонную форму и аккуратно оббивается со всех сторон. Так на внешней стороне фарфора создается рельефный узор. Затем в дело вступает резец, с помощью которого на этапе «обрезки заготовки» («ли пи») мастер удаляет с «зародыша» все неровности и заусенцы. Далее идет очистка, обрезка дна, нанесение узоров, глазурование, сушка и окончательный обжиг.

Хлопотный процесс требовал от мастера чрезвычайной сосредоточенности, что способствовало разделению труда при изготовлении цзиндэчжэньского фарфора. Многие местные специалисты всю свою жизнь выполняли лишь один из 72 технологических этапов. Но зато исполнение своей части работы они доводили до совершенства! Фэн Шаосин, официально признанный мастером-наследником, хранителем нематериального культурного наследия керамических изделий ручной работы г. Цзиндэчжэнь, считает, что цзиндэчжэньский фарфор приобрел всемирную известность именно благодаря той требовательности к себе, с которой местные мастера выполняли столь кропотливую работу.

Четыре вида цзиндэчжэньского фарфора

Весь фарфор из г. Цзиндэчжэнь имеет прекрасные формы, благородную расцветку и невероятное разнообразие типов, но в целом принято выделять четыре традиционных вида: «фарфор с бело-синим орнаментом», «искусный фарфор» («линлунцы»), «фарфор с монохромной цветной глазурью» и «фарфор розового семейства».

Для изготовления «фарфора с бело-синим орнаментом» мастер берет краску на основе кобальтовой руды. После нанесения орнамента изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается в печи при температуре около 1300 градусов. Под воздействием высокой температуры оксиды кобальта изменяют цвет вплоть до ярко-синего оттенка. В подобных изделиях белый цвет фарфоровой основы изящно сплетается с синими оттенками, такая ажурность плетения линий выглядит очень элегантно.

Фарфор «линлунцы» за сходство узора поверхности с рассыпанными рисовыми зернышками еще называют «михуа» (米花) – «рисовые цветы». При изготавлении изделия добавляются два особых метода: вырезание на поверхности выемок в виде «рисового» узора с последующим их заполнением прозрачной глазурью. У такого фарфора совершенно необыкновенное свечение поверхности.

«Фарфор розового семейства» славится своими яркими красками и тонкой росписью. Мастера набрасывают крупными мазками на необожженной поверхности глазури рисунки самого разного оттенка. Затем в дело вступают художники по глазури, которые специальной иглой гравируют по свежему рисунку филигранные узоры, придающие работе утонченность и рельефность текстуры.

«Фарфор с монохромной цветной глазурью» – единственная в своем роде техника изготовления цветных фарфоровых изделий, потому что ни на одном этапе работы на поверхность изделия не наносится цветной рисунок! Секрет в том, что в обычную белую глазурь добавляются бесцветные оксиды, которые под воздействием высокой температуры приобретают самые невероятные сочетания оттенков. Множество слабовоспроизводимых факторов делает производство такого фарфора буквально колдовством. Из-за чрезвычайной сложности технологии стоимость такого фарфора была высока, а техника его изготовления несколько раз терялась и переоткрывалась заново. Ныне только Дэн Сипин, родившаяся в 1942 г., является единственным мастером-хранителем этого национального нематериального культурного наследия.

Она в течении более чем 50 лет изучала и бережно сохраняла найденные ею уникальные приемы работы. За это время кудесница смогла воспроизвести свыше 1000 традиционных разновидностей фарфоры с монохромной цветной глазурью, а также создала более 40 авторских составов покрытия.

Иновации в древнем мастерстве

Аура культуры работы с фарфором буквально окутывает Цзиндэчжэнь: в городе с постоянным населением чуть более полутора миллионов человек в керамической промышленности занято свыше 100 тысяч.

Но не только хранители уникальных традиций ныне задают тон в древнем ремесле: плечом к плечу со старыми мастерами встают в ряды поколения изобретательных молодых людей. Люй Ятин – из поколения 90-х гг., она родилась в семье потомственных мастеров и в 2016 г. переняла у отца бразды правления фабрикой по производству фарфора. Сейчас молодая женщина задает на предприятии инновационный тон и даже создала новый бренд. Ее креативные керамические изделия весьма популярны в Китае: фарфоровые термосы и чашки с эмодзи раскупаются влет.

В последние годы многие приезжают осмотреть Культурно-творческий парк керамики «Тао Сичуань», который был организован из старого цеха и фабричного здания. В этом парке можно побывать на творческом рынке керамики, пройти обучение в культурном классе, испытать свои силы в предпринимательском инкубаторе, либо просто купить фарфор в торговом центре. С момента своего официального открытия в 2016 г. «Тао Сичуань» дал выставочную платформу для более чем 17 тыс. молодых мастеров. Об истории успеха, сопутствующем здесь активным новаторам, рассказал 32-летний Чжоу Сюнхао – глава студии керамики и украшений «Фаньхуа Цзаоу», расположенной в «Тао Сичуань». В начале он арендовал в парке под студию лишь небольшую каморку размером в шесть квадратных метров, но дела пошли столь удачно, что за несколько лет развития производственная площадь студии выросла до невероятных 2000 кв. м!

Тот же фарфор, который буквально породил Цзиндэчжэнь в древности, теперь обновляет и трансформирует город в новой реальности. В 2019 г. Цзиндэчжэнь был объявлен национальным экспериментальным центром керамической культуры и инноваций. В городе сохранилась вся цепочка производства уникальной керамики, а талантливо созданная атмосфера творчества и оказываемая городу политическая поддержка привлекают сюда огромное количество предпринимателей из пров. Цзянси, других районов Китая и даже из зарубежных стран. Тут создается не только классический традиционный фарфор, но и появляются настоящие шедевры в новаторском стиле, напитанные новыми формами, энергией и творческим напряжением. И, наблюдая все это, мы видим, как вековое мастерство изготовления волшебных изделий из простой глины предстает перед нами в новом свете.

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg