Главная страница >> Политреалии >> текст
«Центральная ось» Пекина – история цивилизации
Ось, обеспечивающая порядок
Хубилай (1215–1294 гг.), первый император династии Юань, в 1267 г. приказал строить новый город в месте, где ныне находится пекинский парк Бэйхай. Поселение назвали Даду. Внутри него была сформирована архитектурная ось симметрии протяженностью чуть менее 4 км, которая стала прообразом сегодняшней «центральной оси». Чжу Ди (1360–1424 гг.), третий император династии Мин, после переноса своей столицы в Пекин приказал перестроить дворцовый комплекс, однако общая структура города времен династии Юань, а вместе с ней и местоположение «чжунчжоусянь» остались прежними. В 1564 г. в столице Поднебесной завершилось строительство оборонительного пояса «старого города» (аналога московской стены Китай-города, защищавшей окрестности Кремля). Теперь с высоты птичьего полета Пекин напоминал китайский иероглиф 凸, а его «центральная ось» продлевалась на юг, сохранив свои основные черты, которые так и не смогли изменить последующие неоднократно случавшиеся масштабные преобразования китайской столицы.
Одной из основных концепций, заложенных в «чжунчжоусянь», является порядок. Пекин во времена династии Мин географически находился почти в центре страны, а Запретный город с императорским дворцом – посреди Пекина. Это пример четкого исполнения древнего предписания – «в центре страны строй столицу, а в центре столицы императорский дворец», которое зафиксировано в завершенных более 2000 лет назад «Анналах Люй Бувэя» («Люйши чуньцю»), вобравших в себя теории представителей различных философских учений и школ Древнего Китая. Сеть дорог, разделившая весь город на «поля шахматной доски», симметрично окружила резиденцию императора, воплощая стремление к идеальному порядку. Круглый Храм Неба и квадратный Храм Земли, построенные на городской оси симметрии, отразили мнение древнекитайских философов о том, что небо круглое, а земля квадратная. Храм Солнца и Храм Луны – дань сплетающимся друг с другом женскому и мужскому началу природы, вечно борющимся и никогда не сливающимся «инь» и «ян». Во всем этом проявляется уважение древних китайцев к природе вещей, их понимание «единства Неба и человека». В этом городе каждый ориентир и каждое имя определяются почитанием вселенского порядка.
«Центральная ось» Пекина стремится к целостной сбалансированной красоте архитектурного ансамбля, ведь симметричное расположение главных зданий вносит силу гармонии и баланса. Более того, проектировщики и мастера-строители с помощью формы и структуры построек, а также посредством их правильного размещения в высшей степени подчеркнули идею порядка.
По мнению директора Центра национального наследия при университете Цинхуа Люй Чжоу, сама концепция «центральности» – это первооснова мирового порядка в традиционном китайском мышлении, и «чжунчжоусянь» является конкретным выражением данной концепции. «“Центральная ось” задает строгие границы равнения. Она образует структуру и порядок нашей столицы, отражает серьезность и достоинство нашего государства», – отметил он.
Ось, связывающая века
«Чжунчжоусянь» Пекина – это пульсирующая артерия Пекина, с которой начиналась его жизнь.
Перед строительством Даду была запроектирована ось симметрии, относительно которой выверялись все планы городской застройки, были созданы огромные симметричные площади, улицы и узкие хутуны (переулки). Город постепенно стали заполнять дворцовые здания, служившие императорской семье, создавались административные органы и различные приказы, ведавшие государственными делами, воздвигались величественные храмы и алтари, на которых совершались жертвоприношения, строились княжеские дворы, возникали разные магазины, мастерские и дома простого народа.
С течением времени менялась функциональная специализация районов города, но не менялась пространственная структура. В начале эпохи Мин снесли старый дворец династии Юань, но новая резиденция императора была возведена все на той же оси симметрии. Правители Цин унаследовали минский императорский дворец, но реконструировали его и комплекс ритуальных зданий, изменили функции прежних правительственных учреждений, резиденций и складов. В это время в Пекине начал расцветать «внешний город».
Во времена средней и поздней династии Цин в столице империи установился размеренный традиционный порядок. Каждый храм в соответствии с сезоном года обязан был проводить соответствующие его статусу церемонии и жертвоприношения; государевы люди ввозили в город воду только через ворота Сичжимэнь, а через Чаоянмэнь – зерно; у ворот Чунвэньмэнь взымалось мыто, а перед воротами Дэшэнмэнь проводили смотр войск, отправлявшихся в дальний поход. Коммерсанты ходили в дома землячеств, обсуждая свой бизнес, в оперных театрах собирался местный маньчжурский бомонд, похваляясь друг пред другом своими ручными птицами, а простой народ жил «под вечерний барабан и утренний колокол», ища мелкую подработку на улице Цяньмэнь и мосту Тяньцяо... Места для торжественных общегосударственных церемоний, административные органы, коммерческие дома и гостиницы, пространство для развлечений и жилые дома – все несло на себе отпечаток гармонии и порядка.
Почти все это унес ветер истории. Овеяв Поднебесную западным влиянием, он потряс до основания императорскую власть и превратил в музеи охранявшие ее устои ритуальные здания, в пыль истории была стерта казавшаяся вечной старая феодальная бюрократия... Однако среди всего этого сохранилась «центральная ось» Пекина, которая устремилась в новую бурную жизнь.
Ось, устремленная в будущее
1 октября 1949 г. на древней площади Тяньаньмэнь возвестили об образовании государства нового типа – Китайской Народной Республики. С этого момента началась реконструкция и всей «центральной оси» Пекина. Тяньаньмэнь расплеснулась на 880 м с севера на юг и на 500 м с запада на восток, став самой большой в мире центральной городской площадью. Внимательный наблюдатель заметит, что ограждающие ее надвратные башни Чжэнъянмэнь и Тяньаньмэнь хоть и остались на прежнем месте, но перестали быть грозными императорскими фортами, превратившись в простые достопримечательности и охраняемые культурные памятники. Крупные новые объекты, построенные КНР – Национальный музей и Дом народных собраний – появились на востоке и западе площади, центр же ее увенчал Памятник народным героям. Так объекты древней и современной архитектуры гармонично слились на «центральной оси».
Ныне эта линия симметрии Пекина вышла за свои традиционные границы. Преодолев свой прежний «императорский» размер в 7,8 км, она устремилась на север – к Национальному олимпийскому центру. Здесь вдоль оси расположился стадион «Птичье гнездо» и плавательный комплекс «Водный куб», который в недавнюю зимнюю Олимпиаду превращался в «Ледяной куб». Чуть поодаль можно увидеть Национальный спортивный зал и Национальный конференц-центр, которые все также строго следуют линии городской симметрии.
Если же мы двинемся по «чжунчжоусянь» на юг, то пронзая старый аэропорт «Наньюань», достигнем потрясающего своей инновационностью Пекинского международного аэропорта «Дасин», а также водной системы реки Юндинхэ.
Конечно, самой выдающейся частью «центральной оси» Пекина все также остается ее традиционный участок длиной 7,8 км. В последние годы город прикладывает огромные усилия для охраны и бережного наследования ее глубинной сути: реставрируются отдельные древние здания и целые кварталы, приводятся в порядок исторические водные системы местных озер и рек, организуются мероприятия по сохранению традиций в области городского управления, строительного искусства, обрядов, народных обычаев и культуры.
Теперь новая жизнь бьет ключом на «центральной оси» древнего Пекина. Голос лидеров Китая, раздающийся над площадью Тяньаньмэнь, получает горячий отклик в сердцах людей, летит над всей страной и слышится за ее пределами. Бурлит растущий предпринимательский энтузиазм на больших улицах, маленьких улочках и в узких хутунах. Старые проверенные временем бренды вместе с недавно заблиставшими новыми марками наперебой предлагают свои товары, стараясь произвести неизгладимое впечатление на туристов. Повсюду открывают для посетителей культурные достопримечательности, которые, предлагая пространство, наполненное памятью о старом Пекине, не чураются и новых художественных тенденций. Как грибы после дождя появляются классы для передачи мастерства живых традиций нематериального культурного наследия, оставляющие у людей осязаемую руками прочную память об этом городе.
Эта линия – отражение всего города, эта ось – единая нить истории. Она, пронзающая почти восемь веков, созидающая единство седой древности и яркой современности, похожа на грандиозный свиток с рассказами о китайской цивилизации. Развернув его, вы обнаружите множество отдельных историй об императорах, чиновниках и простых людях. Погрузившись в него, вы прочувствуете дух монолитной страны, которую создал единый китайский народ.
Си Цзиньпин единогласно избран председателем КНР и председателем ЦВС КНР
Си Цзиньпин подчеркнул важность здорового и высококачественного развития частного сектора /более подробно/
Началась встреча премьера Госсовета КНР Ли Цяна с представителями СМИ после закрытия ежегодной сессии ВСНП
В Пекине состоялось заключительное заседание 1-й сессии ВСНП 14-го созыва
В Пекине закрылась 1-я сессия ВК НПКСК 14-го созыва
В Пекине началось 4-е пленарное заседание 1-й сессии ВСНП 14-го созыва
Необходимо укрепить интегрированные государственные стратегии и стратегический потенциал
Китай возобновляет выездной групповой туризм в еще большее число стран
МИД КНР призвал США немедленно прекратить политические манипуляции в вопросе происхождения COVID-19
Китай усовершенствует систему управления государственным финансовым капиталом