Почему, после ошибок в прошлом, народ по-прежнему за КПК
СЕ ЧУНЬТАО
История Коммунистической партии Китая (КПК) насыщена богатым содержанием. КПК не только достигла больших успехов в руководстве китайской революцией, построении социализма и осуществлении социалистических реформ, но и также допускала серьезные ошибки, которые в свое время нанесли большой урон КНР, партии и китайской нации. Эти серьезные ошибки таковы: начиная с 1957 г. и до окончания в 1976 г. «культурной революции» в Китае «в течение двадцатилетия допускались левацкие ошибки, и за этот период доходы крестьян и рабочих росли мало и медленно, а уровень их жизни был низким, и производительные силы не получили развития», – констатировал архитектор китайскихреформ Дэн Сяопин.
Однако несмотря на допущенные серьезные ошибки КПК вовсе не утратила доверия и поддержки народных масс. С одной стороны, каждый человек может совершить ошибку, и китайцы всегда беззлобно относятся к людям и организациям, допустившим ошибки; куда важнее для китайцев проанализировать причины этих ошибок и выработать отношение к ним, понять, какие действия следует предпринять для устранения последствий этих ошибок. Китайцы не отрицают ни ошибок, ни собственной истории, поэтому многие здравомыслящиеумы мира считают, что в Китае живет редкостный, добрый и простой народ; в то же время, сама КПК смело смотрит в лицо ошибкам и исправляет их, и именно такое отношение и поступки правящей партии получают понимание и поддержку народа.
Когда результаты шли вразрез с намерениями
С 1949 по 1956 г. китайская экономика динамично восстанавливалась. В конце 1957 года почти все намеченные показатели 1-й «пятилетки» (1953–1957 гг.) были достигнуты с большим превышением. В этот триумфальный период китайцы стремились изменить прежний обликбедного и отсталого Китая, и всему китайскому народу были присущи абсолютная решимость и крайнее воодушевление.
При этом, по причине нехватки опыта в социалистическом строительстве, у некоторых партийных руководителей появился дух зазнайства и самодовольства; наблюдалось преувеличение роли отдельной личности, и в 1958 г. эти руководители, что называется «с кондачка», начали длившуюся затем три года кампанию под названием «Большой скачок».
В это время в Китае получили широкое распространение лозунги и призывы к «высоким показателям» и «преждевременному скачку в коммунизм»; появился стиль необдуманного руководства, хвастливого «шапкозакидательства»; поветрие «коммунистической уравниловки»захлестнуло руководящие партийные кадры. В области сельского хозяйства повсюду и во всю трубили о том, что «объем производства зерновых напрямую зависит от смелости народа», и планы на урожайность одного му (мера площади, равная 1/15 га) постоянно повышались. Потогдашней статистике Министерства сельского хозяйства, суммарные данные по объему зерновых, про-изведенных во всех провинциях, городах центрального подчинения и автономных районах страны, достигли в 1958 г. 800 млрд «цзиней» (мера веса, примерно равная 0,5 кг). Заметим, что реальная цифра составила только 400 млрд «цзиней»; в области промышленности был взят однобокий курс на высокие показатели объемов производства стали и стремление «догнать и перегнать» лидирующие страны, такие как США и Англия. Вот почему в то время в Китае более 10 млн человек приступили к производству «стали».
«Большой скачок» буквально разрушил китайскую национальную экономику, сопровождаясь чрезмерными затратами людских и материальных ресурсов; возникла серьезная диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства, и национальная экономика с трудом тащилась вперед. Мера потребления зерновых на душу населения снизилась, по сравнению с 1957 г., на 19,4% в 1960-м, в том числе среднедушевая мера потребления зерновых среди жителей села сократилась на 23,7%. Во многих местах люди пухли от голода и истощения, а в некоторых провинциях страны существенно возросла смертностьсреди сельского населения. По оценкам, прямой экономический ущерб от кампании «Большого скачка» оценивается в 120 млрд юаней.
Об этом историческом периоде Дэн Сяопин сказал так: «Именно левачество привело к “Большому скачку” 1958 года; оно нарушило процесс социалистического строительства и ввергло в трудную жизнь простой народ». Однако проблему, существовавшую на тот период видеологии, не удалось разрешить, и в 1966 г. в Китае началась длившаяся затем целое десятилетие «культурная революция», которая стала действительно большой трагедией длякитайского народа.
|