В. Н. Игнатенко: Что касается причин, которые позволили Китаю сделать прорыв в своем экономическом развитии, то это, как мне кажется, оптимальное сочетание целого ряда факторов. За годы «культурной революции» Китай приобрел отрезвляющий опыт того, как «не надо делать», получил хорошую прививку от политического авантюризма, от пустого фразерства, от того, что мы называем популизмом… Дэн Сяопин и его единомышленники проявили издревле присущийкитайцам здравый смысл, здоровыйпрагматизм. Они пошли на решительный отказ от изживающего себятотального государственного планирования на производстве, мелочнойопеки сельского труженика. Вместопрежних коммун и производственных бригад в деревне возобладалсемейный подряд. В то же времясохранились здоровые начала кооперации, особенно там, где онасебя оправдывает. И задача накормить население была быстро решена– впервые в китайской истории! В городах как грибы после дождя рослиресторанчики, харчевни – китайцы всегда славились своей кухней, ихороших поваров здесь немало. Стремительно стал развиваться секторчастного производства, особенно вЮжном, Восточном Китае, где всегда умели и производить товары, иторговать ими. При этом государствосохраняло за собой общие рычаги регулирования рынка, направляя его спомощью финансовых инструментов.Я довольно часто бываю в Китае, нетолько в Пекине, но и в Шанхае, дру-гих городах и районах. И каждый раз с удивлением отмечаю черты развития, роста. Появляются новые здания и целые районы в знакомых городах. Пекин, Шанхай превратились в современные мегаполисы со своими небоскребами, деловыми кварталами. Все это разительно отличается от того Китая, который я помню по своим первым посещениям.
Всем товарищам-коллегам я всегда привожу в пример одно такое свое наблюдение. Помню время, когда одна легковая машина продиралась по пекинским улицам сквозь сотни велосипедистов, сегодня один велосипедист пробирается сквозь сотни шикарных машин! Китайского производства!
Я уже сказал, что своими успехами в реформах Китай обязан прежде всего Дэн Сяопину. Именно разработанная под его непосредственным руководством политика внешней открытости и экономических преобразований дала невиданный толчок экономическому росту страны. Это, во-первых.
Во-вторых, любое начинание, а тем более, если речь идет о реформах, должно строиться на принципах преемственности курса. Реформы в Китае идут уже более 30 лет и все это время основополагающие принципы этой политики, разработанные Дэн Сяопином, сохраняются и каждое новое руководство страны лишь только вносит необходимые коррективы с учетом меняющейся обстановки в стране и мире. То есть, преемственность политики, курса - одна из главных причин тех впечатляющих успехов, которых добился Китай в социально-экономи- ческих реформах.
В самом начале проведения реформ Дэн Сяопин считал, что важнейшим залогом успеха должна стать последовательная социальная ориентированность преобразований, «их плавность и осмотрительность». «Реку переходить вброд следует осто-рожно, нащупывая ногами камни на дне», – говорил он. Поэтому китайские реформаторы плавно внедряли элементы рыночной экономики в условиях сохранения социалистического строя и лидирующей роли компартии. При этом они исходили из необходимости обеспечения политической стабильности в стране, без которой невозможно проведение каких-либо преобразований.
Немаловажным является и то, что всегда отличало китайский народ. Я имею в ввиду огромное трудолюбие, чувство высокой ответственности и патриотизма. Я не хочу сказать, что другие народы не обладают такими качествами. Нет, но для каждого китайца, как мне представляется, все перечисленное мной играет какую-то особую роль и смысл. Для примера хочется вспомнить, что даже в годы «культурной революции» и после нее,когда страна испытывала огромные трудности, экономика практически не развивалась, китайцы, проживающие за рубежом – «хуацяо» – своим священным долгом считали оказать помощь стране и никогда не порывали с ней связь. Как тут не вспомнить строчки из стихотворения про родину Вашего знаменитого поэта танской эпохи Ли Бо:
«...Я голову поднимаю –
гляжу на луну в окошко,
Я голову опускаю –
И родину вспоминаю». |