она сильно сокращает мой путь. Но, похоже, что для китайца грехом считается перелезть через калитку, которая закрыта. Ведь, иначе, ее бы не стали закрывать.

 

    В моей любимой чифаньке обычно обедают полицейские. Когда я пришла туда в первый раз и заказала пельмени, хозяин спросил: «Сколько? Одного цзиня хватит?». «Да что вы! 10 штук достаточно!» – заверила я его. Я ела, а хозяин сидел напротив меня и улыбался: «Лао вай», – говорит он мне с ухмылкой. Так в Китае называют людей, несведущих в чем-то, в частности, иностранцев, которые не понимают того, что кажется обычным «лао бай син», то есть простым китайцам.

 

    «Ты представляешь, – возбужденно рассказывает мне Аня, – в той чифаньке по утрам оладушки делают! С вареньем!!! Прям как настоящие!» Ну не чудо ли?

 

    Как-то раз в этом торговом квартале я увидела старика с бородой а-ля Конфуций, который сидел на обочине и гремел трещеткой. Вот она, загадочная китайская душа, подумала я, трещит себе и радуется. Но, не тут то было! Оказалось, что это традиционный рекламный ход, так дедушка хотел привлечь клиентов. Вскоре к нему подошла кампания молодых людей, и я поняла, что он занимается гаданием. Прочитал судьбу по линиям руки, раскинул карты, для верности обратился к костям. Похоже, молодые люди остались довольны предсказаниями.

 

    По утрам я слышала, как по дворам ходит мужчина и громким раскатистым голосом выкрикивает одно и то же слово. Я никак не могла понять, что же он говорит, но мне всегда вспоминалось, как в России в моем дворе тоже был такой мужчина, который что-то кричал по утрам. Только через год мне, наконец, объяснили, что мужчина привозил молоко из деревни и, чтобы оповестить своих покупателей о том, что он уже приехал, кричал «мо-ло-ко». Очевидно, тот китаец тоже снабжал местных жителей чем-то. Вообще, все, как дома.

 

    Однажды, я забыла ключи от квартиры, и поэтому мне пришлось до глубокой ночи ждать Свету сидя на крыльце дома. Не было ни одного соседа, который прошел бы мимо не удостоверившись прежде, что у меня все в порядке и мне не нужна его помощь. И это при том, что ни с кем из них лично я не была знакома. Сказать по правде, окажись я в таком же положении в России, чувствовала себя куда менее спокойно.

 

    Хотя, иначе, как «лао вай» меня не назовешь, за недолгое время, которое я прожила на улице Здоровья и Радости, я действительно почувствовала себя частью этой большой семьи. Не могу сказать, что было там что-то особенное или шокирующее. Но все там обладает каким-то удивительным шармом. Да, это Китай. Светлый, открытый, простой и чарующий настоящий Китай.

 

(Текст напечатан в авторской редакции)

      1   2