Ребята с нашего двора
ЕЛЕНА БОРОВСКАЯ
«Пойдем, покажу, где ты будешь жить», – сказала Света и взяла у меня одну из сумок. Мы проходим мимо гостиниц, ресторанов, массажных салонов, лавочек, в которых продается все, что нужно туристу – от бутылки воды до масок для ныряния и пестрых сувениров. По обеим сторонам улицы мелькают вывески на русском языке. Праздно шатающиеся отдыхающие в пляжных одеждах думают, не поддаться ли на уговоры китайских торговцев и не прикупить ли себе чего-нибудь «жизненно необходимого». Знакомая картина, не правда ли?
Совершенно неожиданно пейзаж меняется, и я оказываюсь... собственно говоря, в настоящем Китае. Так, просто завернув за угол, можно увидеть истинный колорит Поднебесной. В этом районе уже не встретишь туристов, не услышишь русской речи, и ни что не выдаст того, что мы находимся в приморском курортном городке. «Вот тут я каждое утро покупаю пирожки за 3 юаня. Ты попробуй, на чебуреки похожи. Думаю, это что-то синьцзянское».
«Привет! – машет Света улыбающейся продавщице синьцзянских чебуреков. – Здесь у нас интернет-кафе», – продолжает она экскурсию. – Там паспорт нужно каждый раз показывать. Не знаю, зачем... Ага, теперь внимание запоминай дорогу!» Мы сворачиваем в какой-то дворик и в самом дальнем его углу находим малюсенькую калиточку. Ширина прохода не больше 40 см – напоминает кадр из мультика «Алиса в стране чудес». Проходим через эти волшебные ворота, оказываемся в другом дворе... дальнейший наш маршрут не поддается ни словесному описанию, ни пониманию.
«Ну все, пришли! Здесь ты и будешь жить», – Света нажимает на мигающий индикатор, и на стене, на лестничной клетке, зажигается свет. «Через 30 секунд он сам погаснет, – поясняет Света, – представляешь, как экономно!» И правда, думаю я, это ведь так просто, но как рационально-то. Наверняка, такое есть и в России (это так элементарно, что этого просто не может не быть), но в моем городе такого не встретишь. У нас свет в подъезде горит всю ночь. Какое глупое расточительство. На дверях соседей наклеены картинки с иероглифами «счастье». Интересно, с Нового Года что ли остались, думаю я, вспоминая нашу распространенную шутку про ёлку, которую выкидывают к 8 Марта. Света объясняет мне, как пользоваться водопроводом, вода ведь нагревается за счет солнечных батарей, установленных на крыше. На лицо стремление Китая к переходу к экономике с низкими углеродными выбросами, который так активно обсуждается в последнее время.
И так, теперь я живу в настоящем китайском квартале.
Каждый раз возвращаясь в свой новый дом, мне приходилось заново искать, где же он собственно говоря находится. Беда в том, что в этом районе не меньше 20 одинаковых домов. Не достаточно знать название улицы и номер дома, есть еще, как бы это правильно перевести... линия. То есть дом 3 на улице Здоровья и Радости есть на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й линиях. Это даже похлеще, чем «3-я улица Строителей...» – тут и в другой город ехать не надо. Благо, соседи быстро запомнили меня и всегда помогали в поисках. Вот, если я на своей линии, но еще не поняла этого, они, радостно улыбаясь и посмеиваясь над моей растерянностью, указывали дорогу. А если я оказывалась «не на своей территории», то дворовая братия смотрела на меня удивленно, мол: «Как ты сюда забрела, деточка?» И показывали мне, как выйти на, скажем так, более туристическую улицу. Но, похоже, что слухи о моей заблудшей русской душе вскоре распространились во всех окрестных дворах, и было такое ощущение, что каждый может проводить меня до дому.
Вообще, очень интересно наблюдать за тем, как простые китайцы живут простой жизнью. Тут подтверждается моя теория о том, что люди-то везде одинаковые. Бабушки, не важно, на каком языке они говорят, любят болтать сидя на лавочках во дворе, дети - кататься на велосипедах. Вот детских площадок почему-то нет. Зато напротив каждого подъезда разбиты малюсенькие грядочки, на которых выращивают зелень и салат. Но самым колоритным мне показались большие, будто школьные, доски, стоящие посреди двора, на которых мелом писали объявления.
Рядом с жилыми домами что-то вроде торгового переулка. Прачечная, парикмахерская, мини- супермаркет, фруктовые лавки, аптека, почта, офисы сотовых операторов и куча, нет тьма, тьма-тьмущая «чифанек», как их уже привыкли называть русские. Китайцы предпочитают есть вне дома, так ведь веселей, можно поболтать с соседями-приятелями. Все эти заведения держат жители окрестных домов, так что район получается удивительно сплоченным: мало того, что мы с тобой соседи, так я еще и ем у тебя в ресторане, моя жена стрижет тебя в своей парикмахерской, а свой велосипед ты ремонтируешь в моей мастерской. Не даром у китайцев есть поговорка «Близкий сосед лучше дальнего родственника» – ведь кто поможет тебе если не тот, с кем ты живешь бок о бок, тот, кто невольно становится свидетелем твоей жизни.
По вечерам калиточку Алисы из страны чудес запирают на замок. Но, надо сказать, что в высоту она не больше двух метров, так что грех не перелезть через нее, ведь