Слова «невозможно» нет в Китае
Козинец Валентина Иосифовна
В 2006 г., впервые оказавшись в Пекине, я от русского человека узнала, что для китайцев нет слова «невозможно», и… поверила. Вернувшись в Хабаровск, купила учебник китайского языка и через 18 лет после окончания школы с углубленным изучением китайского языка вновь стала заниматься. Первое потрясение я испытала, когда прочитала рассказ «Югун передвигает горы». Это – притча о девяностолетнем старике по имени Югун, которому пришла в голову мысль передвинуть горы, мешающие всем входить и выходить из дома. Жена его осторожно поинтересовалась: «Знаешь ли ты, какова высота этих гор? Такие высокие горы разве можно передвинуть?». Югун ответил: «Если мы вместе возьмемся за дело, то сможем сдвинуть любые горы». На следующий день вся семья Югуна в полном составе взялась за работу. Не страшась ветра и дождя, жары и холода, Югун с семьей и соседями трудились день и ночь.
В 2008 г., отправившись из Лхасы по китайско-непальской дороге в Джангму (небольшой поселок на границе Китая и Непала), я убедилась в неутомимости и трудолюбии потомков Югуна. Увидеть дороги с отличным покрытием, ведущие к Шигацзэ и Гьяндзэ, которые являются административными центрами или местами массового паломничества, это закономерно. Но дорога, по которой машина летит, как самолет, а вокруг в течение нескольких часов не встречается никаких строений, хоть как-то отдаленно напоминающих признаки существования земной цивилизации, – это фантастика. Ощущение такое, что ты путешествуешь по какой-то незнакомой планете. Остается только удивляться, как среди сплошных безжизненных каменистых равнин водитель угадывает нужное направление к заветному «восьмитысячнику». На каком-то участке пути от Динжи по направлению к Джангму строительство дороги было еще не закончено, но чтобы показать, какими темпами оно ведется, расскажу следующее. По пути в Непал я должна была осмотреть в Шигацзэ самый крупный из ныне действующих в Тибете монастырей – Ташилумпо, резиденцию Панчен-ламы, где хранится 30-метровая позолоченная медная статуя Майтрейи (Будды), украшенная алмазами. Но мне сказали, что экскурсия будет на обратном пути, так как из-за строительства дороги, ее закроют на несколько дней и мы не сможем попасть в Джангму. В Джангму мы приехали поздно ночью. Необходимо было задержаться там на день, так как представитель непальской стороны приезжал только на следующее утро. Еще один день ушел на переход границы и путь в Катманду, плюс день экскурсий в Катманду, итого – три дня. На четвертый день – возвращение в Кодари и переход Непальско-Китайской границы. С учетом разницы во времени, я вернулась в Китай до полудня, и можно было отправляться в Динжи, но мне сказали, что нужно подождать до 17 часов, так как строительство дороги еще не закончено. Действительно, меньше чем за 4 дня на довольно длинном участке пути положили асфальт, и уже не было даже следов дорожной техники.
Хотя когда же они все успевают? Прогуливаясь по Джангму, увидела книжный магазин; было дневное время, и меня очень удивило, что магазин закрыт. Туроператор сказал, что до 14 часов – обеденное время. Но каково же было мое удивление, когда я узнала, что в Китае обед занимает два часа. Сотрудникам хватает времени, чтобы не только пойти домой пообедать, но еще и отдохнуть. Более того, когда, выехав из Джангму часов в 17 в обратный путь, мы по дороге встречали транспортные средства, в кузове которых сидели, вероятно, колхозники или дорожные рабочие, возвращавшиеся после окончания трудового дня, я совсем растерялась: когда же они все успевают?