Главная страница >> Спецтемы >> ВСНП и ВК НПКСК Ежегодные сессии 2021 >> текст
Дорога над пропастью
Чжоу Чэньлян, Жань Шаньчуань
На огромной территории китайского города Чунцин среди обрывистых скал затерялась деревушка Сячжуан. Здесь, на дне природной карстовой воронки живет всего несколько сотен человек, и среди них уже не один десяток лет ходит стишок:
Сячжуан, что глухой колодец
В десять тысяч чи глубиною.
Из конца в конец лишь проходишь –
Рябь в глазах, и голову кружит.
Долгое время люди чувствовали себя запертыми в этом «колодце», ведь даже поездка в ближайший населенный пункт – уездный город Ушань – становилась сложным приключением продолжительностью в несколько дней. Люди вынуждены были подниматься в гору по пешеходным тропам и по ним же переваливать через отвесные скалы. Окруженная со всех сторон стеной гор, деревня Сячжуан некогда была одним из беднейших районов уезда Ушань. Главным виновником нищеты, равно как и препоной на пути к цивилизации и процветанию, было бездорожье.
Хочешь разбогатеть – строй дорогу, гласит китайская мудрость. Эта идея пришлась по душе и жителям деревни Сячжуан. А главным инициатором строительства был Мао Сянлинь – человек, который в то время занимал должность секретаря сельской партячейки. Работа над проектом началась в 1997 г. и продолжалась семь лет. Результаты были достойные: в скале проложили дорогу, которая связала деревню не только с центром уезда Ушань, но и со всем остальным миром. Сейчас дорожное полотно расширили и укрепили, в самой деревне начали выращивать фрукты и развивать сельский туризм, но главной кормилицей и благодетельницей все так же остается дорога в скалах.
Прокладывать дорогу в скалах приходилось в экстремальных условиях (фото Синьхуа)
Своими руками проложить дорогу
В 1997 г. в деревне Сячжуан жило всего 397 человек. Три сотни из них никогда не видели телевизора, а полторы сотни никогда не были за пределами родного «колодца». До строительства дороги реальный располагаемый доход жителей деревни колебался на уровне 300 юаней в год (около 46 долл. США). В тот год пост секретаря сельской партячейки и председателя сельского комитета занял 38-летний Мао Сянлинь. Он переживал, что люди здесь живут в бедности, а деревня оторвана от остального мира.
Во время одной их командировок Мао Сянлинь побывал в уезде, и настоящим открытием для функционера стало то, что буквально в соседнем населенном пункте телевизор уже был в порядке вещей, а за покупками люди ездили на машинах. «Вот это красивая жизнь! Даже не подумаешь, что в глубинке люди могут так жить», – подумалось тогда Мао Сянлиню. Возвращаясь в Сячжуан, он задержался на кромке «колодца» – на обрывистой скале, окружавшей деревню. Тогда и пришла мысль, что нужно строить дорогу.
К тому моменту в Китае уже почти 20 лет проводили политику реформ и открытости, страна менялась на глазах, а деревня Сячжуан будто застыла в прошлом. «Очень не хотелось подвести односельчан, я же был секретарем партячейки!» – сокрушался Мао Сянлинь. Нужно было развивать деревню, как бы тяжело это ни было. Но мысли сельского головы находили понимания не у всех жителей деревни, да и аргументы против изменений приводились веские: денег нет, расходных материалов – нет, оборудования – нет.
«Но не будешь же ждать у моря погоды, нужно брать судьбу в свои руки», – говорил Мао Сянлинь и тут же набрасывал план. Нужно продолжить 7–8 км дороги. В деревне тогда жило почти 400 человек, если каждый день строить всего по метру, то уже через 20 лет путь к внешнему миру будет открыт! Нужно только взяться всем вместе и поднажать.
После долгих дискуссий жители все же решились построить дорогу, и Мао Сянлинь начал приглашать в деревню специалистов. Проект был разработан, и нужно было собрать деньги среди местных, а потом еще искать дополнительное финансирование. Сельский голова обращался к уездным властям и получил от них поддержку. Местное управление сельского хозяйства в частности выделило на строительство дороги 230 тыс. юаней (около 35473 долл. США).
Когда начались непосредственные работы, Мао Сянлинь и другие жители деревни днями и ночами пропадали в горах. Работали самыми примитивными методами: обматывались канатом в области талии и спускались в пропасть. Так вели геологическую разведку, так же, вися между небом и землей, работали стальным буром. Отработанную породу убирали обычными лопатами, а потом закладывали взрывчатку, чтобы сделать в скале желоб и проложить дорогу. Мао Сянлинь не хотел терять время на перемещения и как-то даже безвылазно прожил в горах три месяца. Дорога протяженностью 7,9 км была готова к апрелю 2004 г. и стала соединять этот край с внешним миром.
Мао Сянлинь (фото представлено Отделом пропаганды Чунцинского горкома Коммунистической партии Китая)
Путь к богатству
С появлением дороги съездить в уезд и вернуться обратно стало проще – можно было уложиться в один день. В самой деревне хозяйственная деятельность была в зачаточном состоянии, поэтому никаких источников дохода в самой деревне не было и люди продолжали жить за чертой бедности. Многие начали уезжать на заработки.
«Когда мы построили дорогу, нужно было развивать экономику и тем самым прокладывать путь к достатку», – говорил Мао Сянлинь. В деревне стали запускать новые проекты: выращивать лаковые деревья, заниматься шелководством, разводить овец и т. д. Но климат и другие природные особенности региона не позволили вывести эти проекты на прибыльность. Не хватало знаний и опыта. Неудачи чуть было не подкосили сельского голову, и он даже просил прощение у односельчан, что не смог справиться со всеми задуманными программами. Но опыт неудач оказался полезен: Мао Сянлинь понял, что нельзя действовать напролом, сначала нужно все досконально изучить, продумать и только потом запускать новый проект.
В 2014 г. Мао Сянлинь пригласил из уезда агротехников, чтобы те досконально изучили почву и климатические особенности региона. Специалисты подсказали, что в этих местах можно выращивать цитрусовые, персики и арбузы, а также разводить свиней. В деревне Сячжуан разбили мандариновый сад площадью 43,3 га, под китайскую сливу отвели 6,7 га, столько же – под персики, а арбузами заняли 1,33 га.
Местный житель Лю Хэнбао засадил мандаринами участок площадью 0,67 га. В 2019 г. деревья начали плодоносить и принесли более 20 тыс. юаней дохода (около 3,08 тыс. долл. США). Фермеру даже не пришлось самому собирать урожай и искать источники сбыта: все разобрали туристы. Они приезжали в деревню на своих машинах и сами собирали плоды. «Распродал все, никуда не выезжая», – рассказывает мужчина. В 2021 г. он надеется собрать богатый урожай и увеличить доходы.
Благодаря усилиям Мао Сянлиня деревня Сячжуан постепенно выбралась из нищеты и движется к достатку. В 2015 г. место, которое считалось самым отсталым, первым во всей округе избавилось от ярлыка «нищего». В 2019 г. годовой доход сельских жителей на душу населения достиг 12 670 юаней (около 1958 долл. США), в сорок раз превысив уровень того года, когда только началось строительство дороги из деревни в уезд. Но сельский голова мечтал еще и о том, чтобы не только местные жители могли ездить в другие регионы страны, но и чтобы в эти края начали приезжать туристы. В уезде уже несколько лет активно развивают туризм, в деревне Сячжуан уже открыли 19 гестхаусов. «Через пару лет мы еще больше разовьем туризм, и наши доходы удвоятся», – с уверенностью в будущем говорит Мао Сянлинь.
Дорогу построили, экономика развивается, но Мао Сянлинь не оставляет забот о деревне. Ему уже за 60, но он все печется о том, чтобы местная молодежь стремилась вернуться в родные края. 29-летний житель Мао Ляньчжан раньше работал в продажах и месяцами не бывал в деревне. В 2020 г. на китайский Новый год к нему пришел Мао Сянлинь и стал уговаривать остаться в деревне: «От таких молодых людей, как ты, зависит будущее нашей деревни». Глядя на убеленного сединами старика и процветающую деревню, молодой человек решил никуда не уезжать и даже уговорил свою девушку вернуться в родные края. Сейчас они готовятся открыть гестхаус и планируют вести стримы для продвижения местных товаров. Вернулся в родные края и 27-летний Пэн Гань. Он был одним из первых местных жителей, получивших высшее образование, и сейчас работает учителем в деревенской школе.
На заработки раньше уезжало более 200 местных жителей. Сейчас в родную деревню вернулась половина, и они принимают эстафету своих предшественников, а значит – деревню Сячжуан ждет светлое будущее.
Си Цзиньпин встретился с учеными и инженерами, участвовавшими в миссии “Чанъэ-5”
В Китае проходит собрание по подведению итогов и награждению отличившихся в борьбе с бедностью
Научно-фантастическая выставка "Задача трех тел: пространственно-временное погружение" в Шанхае
Изготовление праздничных фонарей-лотосов в Биньчжоу
В Китае получили награду создатели самой тонкой фольги из нержавеющей стали
Китайский Новый год в старом поселке
Как члены экипажа скоростной железной дороги Пекин-Чжанцзякоу провели Весенний фестиваль
Ледяные скульптуры в ущелье Лунцинся
В киевской гимназии восточных языков №1 открылась художественная выставка в честь праздника Весны