Главная страница >> Культура >> текст
2020-10-09
Древнее искусство и современность
ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ
В Южном Китае популярен традиционный вид исполнительского искусства – гуандунская опера (юэцзюй). В городе Гуанчжоу – административном центре пров. Гуандун – расположился дом влиятельной гильдии гуандунской оперы «Бахэ». Недавно здесь провели интересный флешмоб. Двое актеров в театральных костюмах медленно открыли дверь дома и под барабанные ритмы начали разыгрывать отрывки из постановки классического произведения «Принцесса Цюнлянь». Все происходило прямо на улице, вовлекая в театральное действие прохожих.
Гуандунская опера существует более 300 лет и исполняется на кантонском диалекте. Она считается ведущей театральной формой в пров. Гуандун, Гуанси-Чжуанском автономном районе, специальных административных районах Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). В 2009 году опера юэцзюй была внесена в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Главная опера китайского юга
Гуандунская опера родилась в народе, а впоследствии стала сценическим искусством, сочетающим в себе вокал, оркестровое сопровождение, акробатику, актерскую игру и чтение монологов, а также элементы боевых искусств. При этом актеры играют на сцене и в театральных костюмах. Опера Юэцзюй вобрала в себя многие традиции китайских опер и разные напевы, которые проникли в пров. Гуандун во времена династии Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.), а также народную музыку из дельты реки Чжуцзян. Постепенно она стала одной из основных китайских опер и снискала любовь слушателей.
Конец XIX века и начало XX века называют золотой эпохой гуандунской оперы. В то время артисты ходили на красных судах по реке Чжуцзян и давали представления в городах и весях, расположенных в дельте этой реки, поэтому театральные труппы часто называли детьми с «красного судна». Впоследствии красный речной корабль стал символом гуандунской оперы. После 1920-х гг. известные оперные актеры часто выступали в Гуанчжоу, Сянган, Аомэнь и других городах Китая, продолжая тем самым гастрольный образ жизни.
Мелодичные и переливчатые напевы, приятные мелодии и богатое смыслом, содержательное либретто – все это можно назвать одними из главных особенностей гуандунской оперы. Либретто зачастую стихотворное. Оркестр в основном состоит из китайских скрипок: эрху и еху, эрсянь (двухструнного щипкового инструмента). При этом актерам из разного амплуа аккомпанируют разные ансамбли инструментов, по-разному звучит и музыкальное сопровождение различных напевов и сцен.
Костюмы актеров – отдельная тема для разговора. Одежды для выступлений расшиваются в технике гуандунской вышивки (юэсюй) – популярной народной вышивки г. Гуанчжоу и других регионов дельты реки Чжуцзян. Особенность этой вышивки – богатство узоров, сложность композиции, а также яркость и контрастность красок. Расшитые костюмы гуандунской оперы прекрасно передают колорит региона Южного перевала, которой включает в себя Гуандун, Сянган, Аомэнь, Гуанси и Хайнань.
При этом грим актеров гуандунской оперы относительно прост, но очень красочен и наряден. «На заре появления оперы юэцзюй актеры любили наносить очень заметный слой яркого грима, но все материалы для него были очень простыми», – объясняет У Фэйфань, лауреат главной театральной премии Китая – премии «Цветов сливы» за выдающуюся работу в китайской опере, и Шанхайской театральной премии «Магнолия» за лучшую роль первого плана. Актриса поясняет, что для грима применяются пять основных цветов и каждый из них символизирует разные черты человеческого характера: красный – самоотверженность и доблесть, черный – справедливость и честность, белый – зло и коварство, синий – свирепство и жестокость, а желтый – смелость и опытность.
Культурные связи
В 2009 г. гуандунская опера была включена в список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Заявку на включение объекта в список совместно подали пров. Гуандун, САР Сянган и САР Аомэнь. А сейчас, когда все эти три региона участвуют в интеграционном проекте «Большого залива», для актеров и представителей отрасли наступает новый период развития этой формы традиционного театра, открываются новые возможности для общения и взаимодействия.
Между Гуандуном, Сянганом и Аомэнем участились контакты и обмены в области обучения оперы юэцзюй. При совместной поддержке правительства и общества уже несколько лет подряд проводится Летний молодежный лагерь, в котором популяризуются традиции гуандунской оперы. Каждый год новыми навыками овладевают более 600 школьников из региона «Большого залива», дети готовят постановку и выступают с ней на всей территории региона. «Привлечение молодежи к сохранению оперных традиций оперы юэцзюй позволит сберечь и развить культуру нашего региона, а также стимулировать культурные обмены и продвигать интеграцию между Гуандуном и САР Сянганом», – сказала Ван Минцюань, председатель сянганской гильдии гуандунской оперы «Бахэ», основанной в 1953 г.
Между тем расширяется и приобретает новые формы сотрудничество и между театрами из пров. Гуандун, САР Сянгана и САР Аомэня. Если раньше театральные труппы и другие коллективы в основном приезжали с готовыми постановками и просто показывали их, то сейчас кроме этого театральные коллективы стали делать совместные постановки и работать так над совершенно новым репертуаром. Последние несколько лет в регионе «Большого залива» активно проводят совместные мероприятия по обменам в области гуандунской оперы. По словам генерального директора гуанчжоуского театра «Юэцзюй» Юй Юна, с 2016-го по 2018-й год их коллектив многократно ездил с обменами в Сянган и Аомэнь. По имеющимся данным, в общей сложности было проведено 97 поездок в Сянган, в них побывало 2028 человек. В Сянгане было показано 159 постановок. В Аомэне побывало 23 делегации в составе 609 человек, они показали там 29 постановок.
Гуандунская опера раньше была одним из главных развлечений в южном регионе Китая – пров. Гуанжун и Гуанси-Чжуанском автономном районе, а сейчас она не просто одна из разновидностей китайских традиционных опер, а нить, которая связывает узами общей культуры жителей Гуандуна, Сянгана, Аомэня с зарубежными китайцами, которые говорят на кантонском диалекте.
Новые идеи, новые силы
Гуандунская опера известна своим богатым репертуаром, который насчитывает около 11360 пьес. Для истории мировой драмы и драматургии это действительно невиданный по разнообразию исторический материал. Между тем препятствием для развития оперы юэцзюй и сохранения ее традиций стала современная городская культура. Все меньше людей действительно владеют этим театральным искусством, поэтому опера юэцзюй может исчезнуть и срочно нуждается в поддержке и защите.
Китай уже много лет подряд вкладывает огромные средства в поддержание гуандунской оперы и добился большого прогресса в сохранении традиции, документировании ее на видео и аудио, а также популяризации этого вида оперного искусства и подготовки артистов.
В 2015 г. в провинции Гуандун запустили программу комплексного исследования гуандунской оперы, в рамках которой было собрано несколько сотен аудиовизуальных записей выступлений, около 500 классических сценариев, а также исторические театральные костюмы и головные уборы для выступлений. Были созданы специальные аудиовизуальные архивы и мультимедийные базы данных, в которые вошли тысячи оцифрованных фотографий, почти 300 видео и более 2000 пьес.
На родине гуандунской оперы в городе Фошань пров. Гуандун традиционной для этих мест опере обучают в детских садах и школах, в учебных заведениях оперы юэцзюй популяризуют и с помощью различных мероприятий. В настоящее время азы гуандунской оперы освоили более 20 тыс. учащихся.
Опера юэцзюй – древнее искусство, но с каждым годом оно становится только моложе. Многие выдающиеся актеры делают смелые шаги по реформированию гуандунской оперы, но при этом уважительно относятся к сложившимся устоям и сохраняют исконные традиции. С подачи именитой артистки гуандунской оперы Ни Хуэйин в Гуандуне разработали систему физических упражнений – зарядку, основанную на движениях из гуандунской оперы. Упражнения выполняются под традиционную для региона музыку. Практика получила широкое распространение и нашла поддержку во многих школах провинции, в том числе в городах Гуанчжоу, Дунгуань, Фошань, Цзянмэнь, Шэньчжэнь.
Пробуют открывать новые горизонты и различные театральные труппы оперы юэцзюй. Они стремятся внести в свои постановки современную эстетику и найти новые возможности заинтересовать оперой молодежь. Например, театр «Юэцзюй» попробовал освоить новые для него территории онлайн-игр и выпустил новую пьесу «Бороться за Великую империю Тан» (Fighting for the Great Tang Empire), основанную на сюжете онлайн-игры. А в другой постановке на традиционный сюжет «Легенды о Белой Змейке» решили рассказать трогательную историю любви с помощью современных театральных концепций и сценических возможностей.
«Чтобы не стоять на месте, нам нужно пробовать все новое. К тому же постоянное стремление ко всему новому – это природа гуандунской оперы», – отмечает Чжан Цзиньцюн, директор исследовательского центра исполнительских искусств при Гуандунском институте искусствознания. Следует отметить, что уже в 1920-1930-х гг. в гуандунской опере начали использовать западные музыкальные инструменты – барабанные установки и саксофоны, а костюмы украшать стразами.
Но артистка гуандунской оперы У Фэйфань при этом напоминает, что настоящая реформа должна корениться на глубоком знании традиции. Поэтому артистка не устает говорить: «Сначала нужно досконально изучить традицию, а уж потом задумываться над тем, как ее улучшить».
на странице
на следующей странице
2020-10-09
Древнее искусство и современность
ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ
В Южном Китае популярен традиционный вид исполнительского искусства – гуандунская опера (юэцзюй). В городе Гуанчжоу – административном центре пров. Гуандун – расположился дом влиятельной гильдии гуандунской оперы «Бахэ». Недавно здесь провели интересный флешмоб. Двое актеров в театральных костюмах медленно открыли дверь дома и под барабанные ритмы начали разыгрывать отрывки из постановки классического произведения «Принцесса Цюнлянь». Все происходило прямо на улице, вовлекая в театральное действие прохожих.
Гуандунская опера существует более 300 лет и исполняется на кантонском диалекте. Она считается ведущей театральной формой в пров. Гуандун, Гуанси-Чжуанском автономном районе, специальных административных районах Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). В 2009 году опера юэцзюй была внесена в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Главная опера китайского юга
Гуандунская опера родилась в народе, а впоследствии стала сценическим искусством, сочетающим в себе вокал, оркестровое сопровождение, акробатику, актерскую игру и чтение монологов, а также элементы боевых искусств. При этом актеры играют на сцене и в театральных костюмах. Опера Юэцзюй вобрала в себя многие традиции китайских опер и разные напевы, которые проникли в пров. Гуандун во времена династии Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.), а также народную музыку из дельты реки Чжуцзян. Постепенно она стала одной из основных китайских опер и снискала любовь слушателей.
Конец XIX века и начало XX века называют золотой эпохой гуандунской оперы. В то время артисты ходили на красных судах по реке Чжуцзян и давали представления в городах и весях, расположенных в дельте этой реки, поэтому театральные труппы часто называли детьми с «красного судна». Впоследствии красный речной корабль стал символом гуандунской оперы. После 1920-х гг. известные оперные актеры часто выступали в Гуанчжоу, Сянган, Аомэнь и других городах Китая, продолжая тем самым гастрольный образ жизни.
Мелодичные и переливчатые напевы, приятные мелодии и богатое смыслом, содержательное либретто – все это можно назвать одними из главных особенностей гуандунской оперы. Либретто зачастую стихотворное. Оркестр в основном состоит из китайских скрипок: эрху и еху, эрсянь (двухструнного щипкового инструмента). При этом актерам из разного амплуа аккомпанируют разные ансамбли инструментов, по-разному звучит и музыкальное сопровождение различных напевов и сцен.
Костюмы актеров – отдельная тема для разговора. Одежды для выступлений расшиваются в технике гуандунской вышивки (юэсюй) – популярной народной вышивки г. Гуанчжоу и других регионов дельты реки Чжуцзян. Особенность этой вышивки – богатство узоров, сложность композиции, а также яркость и контрастность красок. Расшитые костюмы гуандунской оперы прекрасно передают колорит региона Южного перевала, которой включает в себя Гуандун, Сянган, Аомэнь, Гуанси и Хайнань.
При этом грим актеров гуандунской оперы относительно прост, но очень красочен и наряден. «На заре появления оперы юэцзюй актеры любили наносить очень заметный слой яркого грима, но все материалы для него были очень простыми», – объясняет У Фэйфань, лауреат главной театральной премии Китая – премии «Цветов сливы» за выдающуюся работу в китайской опере, и Шанхайской театральной премии «Магнолия» за лучшую роль первого плана. Актриса поясняет, что для грима применяются пять основных цветов и каждый из них символизирует разные черты человеческого характера: красный – самоотверженность и доблесть, черный – справедливость и честность, белый – зло и коварство, синий – свирепство и жестокость, а желтый – смелость и опытность.
Культурные связи
В 2009 г. гуандунская опера была включена в список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Заявку на включение объекта в список совместно подали пров. Гуандун, САР Сянган и САР Аомэнь. А сейчас, когда все эти три региона участвуют в интеграционном проекте «Большого залива», для актеров и представителей отрасли наступает новый период развития этой формы традиционного театра, открываются новые возможности для общения и взаимодействия.
Между Гуандуном, Сянганом и Аомэнем участились контакты и обмены в области обучения оперы юэцзюй. При совместной поддержке правительства и общества уже несколько лет подряд проводится Летний молодежный лагерь, в котором популяризуются традиции гуандунской оперы. Каждый год новыми навыками овладевают более 600 школьников из региона «Большого залива», дети готовят постановку и выступают с ней на всей территории региона. «Привлечение молодежи к сохранению оперных традиций оперы юэцзюй позволит сберечь и развить культуру нашего региона, а также стимулировать культурные обмены и продвигать интеграцию между Гуандуном и САР Сянганом», – сказала Ван Минцюань, председатель сянганской гильдии гуандунской оперы «Бахэ», основанной в 1953 г.
Между тем расширяется и приобретает новые формы сотрудничество и между театрами из пров. Гуандун, САР Сянгана и САР Аомэня. Если раньше театральные труппы и другие коллективы в основном приезжали с готовыми постановками и просто показывали их, то сейчас кроме этого театральные коллективы стали делать совместные постановки и работать так над совершенно новым репертуаром. Последние несколько лет в регионе «Большого залива» активно проводят совместные мероприятия по обменам в области гуандунской оперы. По словам генерального директора гуанчжоуского театра «Юэцзюй» Юй Юна, с 2016-го по 2018-й год их коллектив многократно ездил с обменами в Сянган и Аомэнь. По имеющимся данным, в общей сложности было проведено 97 поездок в Сянган, в них побывало 2028 человек. В Сянгане было показано 159 постановок. В Аомэне побывало 23 делегации в составе 609 человек, они показали там 29 постановок.
Гуандунская опера раньше была одним из главных развлечений в южном регионе Китая – пров. Гуанжун и Гуанси-Чжуанском автономном районе, а сейчас она не просто одна из разновидностей китайских традиционных опер, а нить, которая связывает узами общей культуры жителей Гуандуна, Сянгана, Аомэня с зарубежными китайцами, которые говорят на кантонском диалекте.
Новые идеи, новые силы
Гуандунская опера известна своим богатым репертуаром, который насчитывает около 11360 пьес. Для истории мировой драмы и драматургии это действительно невиданный по разнообразию исторический материал. Между тем препятствием для развития оперы юэцзюй и сохранения ее традиций стала современная городская культура. Все меньше людей действительно владеют этим театральным искусством, поэтому опера юэцзюй может исчезнуть и срочно нуждается в поддержке и защите.
Китай уже много лет подряд вкладывает огромные средства в поддержание гуандунской оперы и добился большого прогресса в сохранении традиции, документировании ее на видео и аудио, а также популяризации этого вида оперного искусства и подготовки артистов.
В 2015 г. в провинции Гуандун запустили программу комплексного исследования гуандунской оперы, в рамках которой было собрано несколько сотен аудиовизуальных записей выступлений, около 500 классических сценариев, а также исторические театральные костюмы и головные уборы для выступлений. Были созданы специальные аудиовизуальные архивы и мультимедийные базы данных, в которые вошли тысячи оцифрованных фотографий, почти 300 видео и более 2000 пьес.
На родине гуандунской оперы в городе Фошань пров. Гуандун традиционной для этих мест опере обучают в детских садах и школах, в учебных заведениях оперы юэцзюй популяризуют и с помощью различных мероприятий. В настоящее время азы гуандунской оперы освоили более 20 тыс. учащихся.
Опера юэцзюй – древнее искусство, но с каждым годом оно становится только моложе. Многие выдающиеся актеры делают смелые шаги по реформированию гуандунской оперы, но при этом уважительно относятся к сложившимся устоям и сохраняют исконные традиции. С подачи именитой артистки гуандунской оперы Ни Хуэйин в Гуандуне разработали систему физических упражнений – зарядку, основанную на движениях из гуандунской оперы. Упражнения выполняются под традиционную для региона музыку. Практика получила широкое распространение и нашла поддержку во многих школах провинции, в том числе в городах Гуанчжоу, Дунгуань, Фошань, Цзянмэнь, Шэньчжэнь.
Пробуют открывать новые горизонты и различные театральные труппы оперы юэцзюй. Они стремятся внести в свои постановки современную эстетику и найти новые возможности заинтересовать оперой молодежь. Например, театр «Юэцзюй» попробовал освоить новые для него территории онлайн-игр и выпустил новую пьесу «Бороться за Великую империю Тан» (Fighting for the Great Tang Empire), основанную на сюжете онлайн-игры. А в другой постановке на традиционный сюжет «Легенды о Белой Змейке» решили рассказать трогательную историю любви с помощью современных театральных концепций и сценических возможностей.
«Чтобы не стоять на месте, нам нужно пробовать все новое. К тому же постоянное стремление ко всему новому – это природа гуандунской оперы», – отмечает Чжан Цзиньцюн, директор исследовательского центра исполнительских искусств при Гуандунском институте искусствознания. Следует отметить, что уже в 1920-1930-х гг. в гуандунской опере начали использовать западные музыкальные инструменты – барабанные установки и саксофоны, а костюмы украшать стразами.
Но артистка гуандунской оперы У Фэйфань при этом напоминает, что настоящая реформа должна корениться на глубоком знании традиции. Поэтому артистка не устает говорить: «Сначала нужно досконально изучить традицию, а уж потом задумываться над тем, как ее улучшить».