Главная страница >> Спецтемы >> Борьба с коронавирусом 2019-nCoV >> текст
2020-06-02
Заместитель директора ИМЭМО РАН Александр Ломанов:
Образ наших двусторонних отношений как «крепости», стены которой не может сокрушить никакой «политический вирус»
1\ Наиболее актуальной задачей для России и Китая становится стабилизация собственных экономик и преодоление вызванного эпидемией экономического спада. Это обязательная исходная предпосылка для будущих совместных действий.
Исследователям обеих стран нужно определить, в каких сферах и какими средствами две страны могут оказать друг другу поддержку ради ускорения выхода из экономического спада.
2\ Для понимания места России и Китая в изменяющейся мировой экономики нужно исходя из новой ситуации осмыслить перспективы глобализации. Тенденции «контрглобализации» стали заметны в мире в 2018-2019 годах еще до начала эпидемии. Китайские ученые высказали много важных точек зрения по поводу этого явления.
Теперь необходимо учитывать новые тенденции, в том числе:
- политический национализм. Происходит повсеместное увеличение роли национальных государств в защите жизни и здоровья собственных граждан. Это делает менее актуальными прежние опасения по поводу западной трактовки глобализации как радикального сокращения национального суверенитета в пользу международных структур или общественных организаций.
Вместе с тем все более трудной задачей становится реформирование международных организаций (ВОЗ, ВТО) для сохранения за ними глобального статуса, признаваемого всеми ведущими державами современного мира.
- национализм в сфере здравоохранения Растет стремление государств к экономической независимости по критически важным для безопасности жизни и здоровья людей товаров. Эпидемия показала, что в критический момент было невозможно приобрести на международном рынке по приемлемым ценам медицинские маски, защитные костюмы, медицинские приборы. «Невидимая рука рынка», о которой любят говорить либеральные экономисты, оказалась «пустой рукой».
Жители стран Запада начинают требовать от своих правительств эффективности в сферах государственного управления и экономического управления. В России и ряде стран Европы происходит критическое переосмысление прежних стратегий «оптимизации» здравоохранения ради снижения расходов за счет сокращения числа коек в больницах и акцента на домашнем лечении пациентов.
- экономический национализм. Расширяются сомнения в основополагающей экономической концепции сравнительных преимуществ. Многие страны начнут создавать новые производства для обслуживания интересов национальной безопасности в сфере здравоохранения даже в том случае, если они не будут прибыльными, а конкурентоспособность продукции будет ниже чем у зарубежных производителей. Изменение экономического менталитета будет влиять и на другие сферы экономики, что приведет к изменению сложившихся экономических цепочек производства и сбыта.
- помимо ускоренного развития новых сфер экономики (электронная коммерция, дистанционное обучение, дистанционная работа в офисе), необходимо оценить перспективы «старых» отраслей, сформировавшихся благодаря глобализации. В частности, нужно понять перспективы экономической жизнеспособности отрасли международного туризма и ее шансы на восстановление в обозримом будущем.
3\ Дефицит взаимного доверия между странами современного мира был заметен и до эпидемии. Нынешняя политика США усугубляет эту проблему. В мире начинают формироваться линии раскола между ведущими экономиками. Эта тенденция может привести к образованию конкурирующих экономических группировок, распаду мирового рынка на отдельные крупные сегменты. Глобализация начнет обретать отчетливый региональный окрас.
4\ В Китае подчеркивают, что борьба с эпидемией обретает длительный характер, а профилактическая работа становится повседневным явлением. Это объективное и правильное суждение.
На днях китайский министр иностранных дел использовал запоминающуюся метафору «политического вируса» . Этот вирус нацелен на разрушение сложившейся за последние 40 лет модели китайско-американских отношений. Россия также сталкивается с проблемой западного «политического вируса», который убивает сложившуюся систему глобальной безопасности и разоружения, сходным образом распространяет ложь и увеличивает взаимное недоверие. Проблема «политического вируса» также становится длительной и повседневной .
Нам нужно понять сущность этого «политического вируса». Если Россия и Китай сталкиваются с угрозой со стороны одного и того же «политического вируса», следует подумать об общих методах минимизации его вредоносного эффекта.
5\ Китайские ученые 1930-х – 1940-х годов, наблюдавшие за охватившей США и страны Запада Великой депрессией, использовали в своих публикациях сочетание «экономическая паника» в том смысле, в каком мы сейчас говорим об экономическом кризисе.
Нынешние глобальные экономические проблемы связаны с двумя видами паники. Это паника всего человечества, столкнувшегося в сфере здравоохранения с серьезной угрозой со стороны коронавируса. Одновременно это паника администрации США. Она больше всего тревожится по поводу результатов президентских выборов в ноябре.
Взаимное соединение этих двух видов паники будет вести к дестабилизации мировой экономики. России и Китаю нужно прилагать усилия для того, чтобы успокоить экономические настроения в своих странах, а в перспективе – в окружающем экономическом пространстве Евразии и Восточной Азии.
6\ Практика показала, что главным богатством в современных российско-китайских отношениях является высокий уровень политического доверия. Без этого компонента даже самый большой объем двусторонней торговли не может играть роль надежного стабилизатора отношений двух крупных государств.
Заслуживает внимания предложенный китайской стороной образ наших двусторонних отношений как «крепости», стены которой не может сокрушить никакой «политический вирус».
Однако следует помнить о том, что баланс сил на мировой информационной сцене остался прежним, «дискурсивная гегемония» находится в руках Запада.
Министр Ван И несколько раз напомнил о том, что сейчас человечеству очень нужна способность четко понимать свои интересы, не поддаваться их ложным и ошибочным интерпретациям. Эту способность «благого знания» описал древний китайский мудрец Мэн-цзы: 人之所不学而能者, 其良能也; 所不虑而知者, 其良知也.
Если мы сможем осознать единство стратегических интересов России и Китая, тогда у нас будет 良知 как основа для действия, опирающегося на 良能.
Воевавшие с коронавирусом в г. Ухань
Уборка урожая пшеницы в провинции Аньхой
На рынке Таосичуань в Цзиндэчжэне восстанавливается торговля
Образовательная помощь учащимся из бедных семей в Гуанси
Транспортный сектор Китая восстанавливался ускоренными темпами в апреле 2020 года
ЕС призывает США пересмотреть решение о разрыве отношений с ВОЗ
В Китае подготовили красочную программу ко Дню защиты детей
Китай успешно запустил 2 новых экспериментальных спутника
Заключительное заседание 3-й сессии ВК НПКСК 13-го созыва состоялось в Пекине
Си Цзиньпин подчеркнул необходимость укрепления национальной обороны и вооруженных сил