Главная страница >> Спецтемы >> Один пояс и один путь >> текст
Первый юбилей
ЮРИЙ ТАВРОВСКИЙ
Пять лет назад, в сентябре 2013 г., председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею создания Экономического пояса Шелкового пути. Вскоре она была дополнена идеей создания Морского Шелкового пути XXI века, и вместе они стали известны как инициатива «Один пояс и один путь». Пять лет – как это много! Пять лет – как это мало!
Реальные успехи
За это время эскиз колоссального межконтинентального проекта стал принимать зримые очертания, наполняться реальным содержанием. Особенно заметно это на территории самого Китая. Высокоскоростная магистраль связала Пекин с Урумчи, который призван стать главным транспортным узлом-хабом на путях в Европу и Юго-Западную Азию. В Сиане, Ланьчжоу, Увэе, Чжанъе строятся новые города-спутники и технопарки, свободные экономические зоны и логистические «сухие порты», исследовательские центры новейших компьютерных, медицинских, технических наук. Статус городов получили стремительно «развивающиеся» благодаря Шелковому пути Хами, Хоргос, Алашанькоу. В Дуньхуане в рекордные сроки построены международный культурный центр и туристический кластер. Все это я видел собственными глазами во время пяти путешествий по Новому Шелковому пути в течение 2016 г., которые дали материал для изданной в России и Китае книги «Новый Шелковый путь. Главный проект XXI века».
О серьезности намерений Пекина убедительнее всяких слов сказало создание новых финансовых институтов. 24 октября 2014 г. представители 21 азиатской страны подписали в Пекине меморандум о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Его уставной капитал составил 100 млрд долл. США, что равно двум третям капитала, контролируемого США и Японией, Азиатского банка развития. К концу 2017 г. членами АБИИ стали уже 84 страны, заметно вырос и капитал. В том же 2014 г. по инициативе Китая был создан Фонд шелкового пути. Его капитал составил сначала 40 млрд долл. США и продолжает расти.
Чем активнее Китай продвигал свою инициативу, тем сильнее становилось и сопротивление внешних сил, справедливо усмотревших в ней тенденцию к возрождению глобальной роли Поднебесной. Одним из направлений этого противодействия стали попытки противопоставить Китай и Россию, по территории которой проходят основные инфраструктурные маршруты, обеспечивающие безопасность китайской торговли с Европой. В мировом экспертном сообществе китайская инициатива «пояс и путь» и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассматривались как проявление соперничества России и Китая на постсоветском пространстве и, особенно, в Центральной Азии. Попытки поставить под вопрос истинные мотивы двух интеграционных инициатив, противопоставить позиции лидеров двух стран начались не вчера и закончатся не завтра. Пока же ничего не получилось – в мае 2015 г. главы России и Китая подписали «Совместное заявление России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского Экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Вместо противостояния ускорилось взаимодействие.
Еще одним большим успехом «шелковых» инициатив Си Цзиньпина стало проведение в мае 2017 г. форума по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках инициативы «Один пояс и один путь» в Пекине. По существу, это была первая крупная веха в реализации важнейшего международного проекта нынешнего китайского лидера. Во встрече участвовали лидеры 29 стран и высокопоставленные представители более 100 государств. Число стран, подписавших различные документы об участии в «поясе и пути» по итогам пекинской встречи, достигло 68. С трибуны форума было объявлено, что в дополнение к уже осуществляемым проектам Китай выделит 480 млрд юаней (70 млрд долл. США). Кроме того, 60 млрд юаней (8,8 млрд долл. США) будет предоставлено в течение пяти лет международным организациям вдоль «пояса и пути» в качестве помощи. За это же время Пекин обещал инвестировать за рубежом до 800 млрд долл. США, причем значительная часть пойдет в страны-участницы инициативы. Очевидно, что огромные суммы будут вложены в инфраструктурные проекты – продолжится создание и расширение «караванных троп» для китайского экспорта и импорта из стран Шелкового пути. Китай объявил о намерении в последующие пять лет импортировать товаров на 8 трлн долл. США, привлечь инвестиций на 600 млрд долл. США и обеспечить 700 млн поездок своих туристов за рубеж.
Устремиться к общему благу
За прошедшие 5 лет разные страны проявили разное отношение к инициативе ЭПШП. Те из них, которые оценили масштаб инициативы, нашли с ней точки соприкосновения своих национальных интересов, уже реализуют конкретные проекты взаимодействия с Китаем. В пакистанском Гвадаре расширяется глубоководный порт. Туда строится железная дорога и реконструируется стратегическое шоссе из Синьцзяна. В Беларуси заполняется технопарк «Великий камень». В Казахстане достраивается участок трансконтинентального скоростного шоссе Западный Китай – Западная Европа от Алашанькоу до границы с Россией, модернизируются старые и создаются новые железные дороги по стратегической программе «Нурлы жол» («Светлый путь»). Это только несколько примеров. К сожалению, нашей стране в этом отношении пока похвастаться особенно нечем. Миллиардные вложения Фонда «Шелковый путь» в проекты «Ямал-СПГ» и СИБУР, конечно, важны, но они лежат в стороне от инфраструктурной основы «пояса и пути». Проект скоростной железной дороги Москва-Казань вот уже несколько лет не может сдвинуться с места…
Трудности и шероховатости стали проявляться на объектах «пояса и пути» в странах Южной и Центральной Азии: Шри-Ланке, Пакистане, Мьянме, Малайзии, Таиланде, Туркменистане, Кыргызстане. Причины разные – от недостаточной технической проработки проектов с местными властями на предварительной стадии до недопонимания финансовой основы сотрудничества.
Хочется верить, что неизбежные в каждом новом деле трудности будут преодолены, и мы скоро станем свидетелями реализацией масштабных и успешных проектов, в том числе и российско-китайских. Ведь Новый Шелковый путь, как и исторический Великий шелковый путь – это не прямая линия. Маршруты взаимодействия могут менять направление, обходить препятствия и устремляться в зоны благоприятствования. Поспешившие и опоздавшие всегда оказываются в проигрыше. Инициатива «пояс и путь» набрала скорость и инерцию, приняла уже не только евразийское, но и глобальное измерение.
Сообщество единой судьбы
Поначалу казавшийся маловероятным успех инициативы «пояс и путь» открыл перед Китаем новые горизонты. Государству, обеспечившему в 2016 г. примерно 14,8% глобального ВВП и около 30% мирового роста, становится тесно в прокрустовом ложе существующей системы финансового, экономического и политического управления. Исходя из достигнутых успехов и придерживаясь долгосрочного плана «Китайская мечта», председатель Си Цзиньпин во время XIX съезда КПК в октябре 2017 г. впервые за почти 70 лет существования КНР сформулировал для своей страны дипломатическую концепцию.
Идея называется «создание сообщества единой судьбы человечества», и ей был посвящен целый раздел доклада на съезде. Председатель КНР так объяснил активизацию Китая в глобальном управлении именно в наше время: «Всесторонне развивалась дипломатия великой державы с китайской спецификой. Была выработана многовекторная, многоуровневая и многомерная дипломатическая концепция, реализация которой создала для развития Китая благоприятные внешние условия. Реализуется инициатива совместного строительства “Одного пояса и одного пути”, по нашей инициативе создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежден Фонд “Шелковый путь”. В Китае проведен первый форум по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках инициативы “Один пояс и один путь”, проходили неофициальная встреча лидеров АТЭС, саммит “Большой двадцатки” в Ханчжоу, встреча лидеров БРИКС в Сямэне, саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Мы выступили с инициативой создания “сообщества единой судьбы человечества”, содействовали преобразованию системы глобального управления».
За минувшие 5 лет инициатива «пояс и путь» стала действующей моделью взаимодействия Китая с сопредельными и удаленными странами в XXI веке. Наработанный за это время позитивный и негативный опыт будет учитываться как при дальнейшем продвижении инициативы, так и в реализации концепции «создание сообщества единой судьбы человечества».
Си Цзиньпин провел переговоры с президентом РФ В. Путиным
Си Цзиньпин и В. Путин приняли участие в круглом столе глав регионов Китая и России
Пекинская декларация и Пекинский план действий были приняты на круглом столе саммита
Си Цзиньпин встретился с журналистами
Си Цзиньпин озвучил пакет инициатив в отношении африканских стран
Добро пожаловать, дорогие гости!
Си Цзиньпин и Пэн Лиюань приветствовали участвующих в Пекинском саммите зарубежных лидеров и их супруг
В Пекине прошло мероприятие в честь 73-й годовщины окончания Второй мировой войны
Открытие Пекинского саммита Форума китайско-африканского сотрудничества состоялось
Китай поддерживает участие Африки в строительстве "Пояса и пути" -- Си Цзиньпин
Си Цзиньпин призвал страны БРИКС углублять отношения стратегического партнерства