9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Политреалии >> текст

Идея высокоуровневой внешней открытости

2023-02-03  

Идея высокоуровневой внешней открытости

  НЕ ПИНСЯН, научный сотрудник НИИ международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР


 

С15 по 16 декабря 2022 г. в Пекине проходило ежегодное Центральное совещание по экономической работе. На этой важной встрече были обобщены достижения прошедшего года в этой области, проанализирована текущая ситуация, определено основное направление экономической работы 2023 г. Здесь также прозвучало относительно новое понятие «высокоуровневой внешней открытости» страны, был составлен план более динамичного привлечения и использования иностранных инвестиций.  

 

Десять лет инициативного увеличения степени открытости страны внешнему миру

На Центральном совещании по экономической работе было подчеркнуто, что за 10 лет Китай добился эпохальных успехов в социально-экономическом прогрессе, совершил исторические преобразования и перешел к новой модели – «высококачественному развитию». За эти 10 лет страна активно расширяла свою внешнюю открытость, приглашая самые разные государства мира воспользоваться возможностями развития, предоставляемыми КНР.  

 На протяжении этого периода Китай, опираясь на платформы, созданные для реализации данной политики, постоянно ускорял этот процесс. Если в 2013 г. в Шанхае была создана лишь одна экспериментальная зона свободной торговли (ЭЗСТ), то к маю 2022 г. в стране в общей сложности появилась 21 такая территория. Через ЭЗСТ Китай начал осуществлять новую модель открытости – инвестиционный режим, основанный на «негативных списках» – перечнях сфер экономики, доступ к которым для иностранных компаний или предприятий с участием зарубежного капитала является частично ограниченным или запрещенным. Впоследствии эти реестры постоянно корректировались и сокращались, что в значительной степени расширяло поле деятельности для иностранных инвестиций. Так, за период 2013–2022 гг. негативный список для экспериментальных зон свободной торговли «похудел» на 85,8% – со 190 до 27 пунктов.   

В 2020 г. стартовало строительство порта свободной торговли пров. Хайнань, который в соответствии с международными высокими стандартами активно содействует упрощению процедур торговли, инвестиций, трансграничных потоков ликвидности, грузо- и пассажироперевозок, безопасной и упорядоченной передачи данных. Особых успехов эта ЗСТ достигла в сфере торговли услугами, выдвинув негативный список в этой области. Был своевременно обнародован Закон о работе порта свободной торговли, который всесторонне повысил уровень институциональной открытости этого района. 

В течение прошедших 10 лет Китай активно подписывал соглашения о свободной торговле высокого стандарта с зарубежными странами, максимально либерализируя торговлю – количество этих документов увеличилось с 10 до 19, а доля товарооборота Китая с этими партнерами в общем объеме торговли страны поднялась с 17% в 2012 г. до 35% в 2021 г. Первого января 2022 г. вступило в силу Соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP). На сегодня это – договор о свободной торговле самой высокой степени либерализации, подписанный Китаем с зарубежными странами, в котором Пекин впервые пообещал применить метод «негативного списка» к сфере услуг. В рамках инициативы «Пояс и путь» к декабрю 2022 г. КНР подписала свыше 200 документов со 149 странами и 32 международными организациями. В то же время Китай недвусмысленно дал понять, что готов вступить в глобальные торгово-экономические конвенции, такие как Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) и  Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики (DEPA). 

За прошедшие десять лет многие государства воспользовались возможностями развития, предоставленными Китаем, и у последнего стабильно рос объем привлеченных иностранных инвестиций. За этот период Пекин значительно снизил общий уровень таможенных пошлин до 7,4% – ниже обещанной во время вступления в ВТО планки в 9,8%. Кроме того, льгота нулевой ставки была предоставлена 98% товаров из наименее развитых стран планеты. Товарооборот КНР увеличился с 4,4 трлн до 6,9 трлн долл. США. Китай стал главным коммерческим партнером более чем 140 стран и регионов и мировым лидером по объему торговли. Его накопленные иностранные инвестиции увеличились с 0,6 трлн до более 2,7 трлн долл. США, заняв 3-е место в мире. Годовой объем реально привлеченных вложений поднялся с 121,07 млрд до 180,96 млрд долл. США; по этому показателю КНР уже многие годы занимает первое место среди развивающихся стран и пять лет подряд с 2017 г. – второе место в мире. 

 

Внутренняя и внешняя среда в новых условиях развития

Китайский рынок в общем сохраняет большую привлекательность для предприятий с иностранным капиталом: гибкая макроэкономика с широкими перспективами развития, непрерывно улучшающимся деловым климатом, постоянно расширяющейся внешней открытостью, целостными производственными цепочками, качественными факторами и ресурсами обладает наиболее совершенной в мире промышленной системой и наибольшим потенциалом внутреннего рынка. В глобальном объеме промышленного производства доля КНР составляет 30%; страна является важным хабом данной сферы и потому все еще представляет собой привлекательной объект для инвестиций. Обнародованный Американской торговой палатой в КНР «Отчет об исследовании делового климата в Китае – 2022» показывает, что страна – все еще ключевой центр глобальной стратегии развития базирующихся здесь американских предприятий: почти две трети из них рассматривают ее как главный (или один из трех крупнейших) объект инвестиций на ближайшее время. 

В целом китайская экономика демонстрирует высокую степень гибкости, большой потенциал и жизнеспособность. Однако перед ней стоит немало рисков и вызовов. Продвижение политики внешней открытости и привлечение иностранных инвестиций также сталкиваются со сложной и изменчивой средой – как внутри страны, так и во внешней конъюнктуре. 

Внутренние актуальные проблемы и вызовы, мешающие притоку зарубежных инвестиций, – это большое количество ограничений в доступе иностранного капитала в современную индустрию услуг и несовершенство инвестиционного климата.    

Во внешней же конъюнктуре вызовов значительно больше. Во-первых, это неопределенность в процессе восстановления глобальной экономики и международных инвестициях. Она создает для транснациональных корпораций сравнительно большие риски в плане глобального размещения капитала, что, в свою очередь, мешает внешней открытости Китая и привлечению ликвидности из-за рубежа. Существует волатильность и в сфере глобального инвестиционного предложения, в то время как спрос очень высок: крупнейшие страны и регионы мира активно привлекают глобальный капитал для восстановления и развития своих экономик, поэтому КНР здесь сталкивается с более острой конкуренцией. Во-вторых, перед глобальной производственно-логистической цепочкой стоит задача реструктуризации. Пандемия COVID-19 и украинский кризис ускоряют этот процесс. Ряд стран во главе с США активно продвигает «декитаизацию» глобальных цепочек производства и поставок, что оказывает немалое пассивное влияние на внешнюю открытость и использование иностранного капитала Китаем. В-третьих, протекционизм в сфере глобальных инвестиций постоянно напоминает о себе. Обнародованный Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Отчет по мировым инвестициям – 2022» показывает, что в 2021 г. 53 мировые экономики в общей сложности выдвинули 109 политических установок, которые влияют на приток зарубежного капитала. Среди них ограничительные меры занимают 36,7% – их доля достигла самого высокого уровня в истории. Упрощение же правил, наоборот, «пробило дно». Почти все развитые страны усиливают контроль безопасности иностранных инвестиций, постоянно увеличивая риск протекционизма, от которого Китай все время терпит большой ущерб. Чтобы оказать помощь глобальной торговле, эту проблему необходимо решить одной из первых.

 

Китай усиливает динамику привлечения и использования иностранных инвестиций

На Центральном совещании по экономической работе выдвинули требование вывести политику внешней открытости на более высокую ступень институционального характера – на уровне правил, режимов, систем управления, стандартов и т. д., а также более динамично привлекать и использовать иностранные инвестиции. Начиная с 2023 г., Китай продолжит реализовывать эти установки, фокусируясь на следующих сферах.

Совещание постановило, что в дальнейшем следует расширять доступ иностранных инвестиций, постоянно повышать уверенность предприятий с зарубежным капиталом в китайском рынке, разумно сокращать негативные списки, расширять сферы деятельности для иностранных инвесторов. Особенно это касается современной сферы услуг, обладающей сравнительно большими ограничениями в доступе. Во-первых, необходимо стимулировать всеобъемлющую открытость в отраслях с совершенной конкуренцией, углубляя этот процесс, всесторонне снимая ограничения в плане доли и объема иностранных инвестиций в сфере услуг, связанных с туризмом, розничной торговлей, отраслями строительства, логистики, экологии, информационных технологий, промышленного производства. Эти индустрии в Китае в целом можно назвать зонами совершенной конкуренции. Во вторую очередь нужно переходить к сервису, тесно связанному с мобильностью факторов производства: сферам финансов, телекоммуникаций, специальных услуг (бухгалтерский, юридический и управленческий консалтинг и т. п.). Уровень ограничений для этих сфер сравнительно высок, и они тесно связаны с маневренностью производственных факторов, включая капитал, информацию, технологии,  трудовые ресурсы и т. д. В-третьих, надо содействовать открытости областей, связанных с социальным обеспечением и жизнью населения. В настоящее время в Китае наблюдается дисбаланс между спросом и предложением в сферах образования, медицины, ухода за престарелыми и др. 

Кроме того, важно повышать уровень «институциональной открытости» с помощью портов и экспериментальных зон свободной торговли, комплексных пилотных демонстрационных зон расширения открытости в сфере услуг и территорий развития экономики государственного уровня, необходимо активно участвовать в CPTPP, DEPA и других международных соглашениях высокого уровня, активно корректировать соответствующие правила, режимы, системы управления, стандарты, углублять реформы в соответствующих отраслях, ускорять составление негативных списков для ЭЗСТ и трансграничной торговли услугами (всекитайскую версию), содействовать экспериментальной реализации высоких стандартов для цифровой торговли, государственных предприятий, интеллектуальной собственности, правительственных закупок и т. д., всесторонне повышать уровень институциональной открытости от успеха на одном участке работы до распространения полученного опыта на все системы.

Китаю также следует оптимизировать бизнес-климат, повышать привлекательность внутреннего рынка для предприятий с иностранным капиталом, уделять внимание разрешению универсальных вопросов, стоящих перед ними в процессе инвестирования и деятельности в стране, ускорять совершенствование национальных стандартов и систем, обслуживающих данную область, предоставлять предприятиям с иностранным капиталом здоровую среду для их деятельности в Китае с высокой степенью маркетизации, интернационализации и надежным правовым полем, публиковать соответствующие пояснения (руководства, мнения) о реализации политических решений и норм, унифицировать стандарты и процедуры последних, максимально избегать дискреционного характера исполнения законов, упрощать и оптимизировать процедуры, сокращать допустимые сроки рассмотрения заявок, содействовать открытости и прозрачности процесса выдачи лицензий или сертификатов в соответствующих сферах; кроме того, следует внедрять национальный режим для предприятий с иностранным капиталом, обеспечить им равноправное участие в тендерах, госзакупках, разработке стандартов и т. д., усиливать динамику охраны прав интеллектуальной собственности и других законных интересов зарубежных инвесторов. 

 

< >
  • 俄文中国201912期.jpg
  • 俄文中国-201911期.jpg
  • 俄文中国-201910期.jpg
  • 俄文中国-201909期.jpg
  • 俄文中国-201908期.jpg
  • 俄文中国-201907期.jpg
  • 俄文中国-201906期.jpg
  • 俄文中国-201905期.jpg
  • 俄文中国-201904期.jpg
  • 俄文中国-201903期.jpg
9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Третье Китайское международное ЭКСПО потребительских товаров состоится в середине апреля 2023 г.

Танец дракона в преддверии праздника Фонарей

Во время каникул по случаю праздника Весны ситуация с COVID-19 в сельских районах Китая была стабильной

МИД КНР призвал официальных лиц США осмотрительно решать вопросы, связанные с Тайванем

Весенняя вспашка и подготовка к сельхозработам в Китае

В Китае встречают праздник Фонарей

Потребительское доверие в США снизилось в январе на фоне надвигающейся возможной рецессии

Заявка на включение городской Центральной оси в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Сумма денежных средств, касающихся возврата и сокращения налогов и сборов, а также отсрочки их уплаты в Китае

Китайские больницы получили указание более активно использовать ТКМ в лечении COVID-19

США в январе установили антирекорд по насилию с применением огнестрельного оружия