Китайские мотивы в зимней Олимпиаде
Гао Мо
Факел в виде древнего бумажного свитка и плывущие по нему завитки облаков, золотая медаль с традиционным нефритом и древняя китайская печать на официальном логотипе, – вот первое, что вызывают в памяти слова «Олимпийские игры в Пекине 2008 г.». Феерия из загадочных китайских иероглифов и сказочно-прекрасной национальной оперы... Традиционная китайская пейзажная живопись в сплетении с национальными танцами, колорит которым добавляли народные музыкальные инструменты... Казалось бы, те бесчисленные художественные находки в китайском стиле, те потрясающие выступления на церемониях открытия и закрытия Олимпиады-2008 уже невозможной превзойти! Но Китай – загадочная страна, которая всегда удивляет. Чем же запомнятся миру предстоящие зимние Олимпийские игры 2022 г. в Пекине?
Великолепное искусство
Начиная с Олимпиады в Токио 1964 г., для каждых Олимпийских игр принято создавать условные пиктограммы, которые изображают разные виды спорта. Пиктограммы всех прошлых игр воплощали в себе уникальный дух, концепцию и культурные корни стран и городов, в которых проводились состязания. Поэтому в основу нынешнего дизайна олимпийской эмблемы и спортивных пиктограмм была положена, как и в 2008 г., традиционная художественная форма гравировки печатей в стиле «чжуань». В результате знаки зимней Олимпиады-2022 перекликаются со спортивными пиктограммами и эмблемой летней Олимпиады 2008 г. в Пекине, а это позволило сохранить преемственность, ведь самобытная эмблема «Танцующий Пекин» так хорошо запомнилась всем участникам прошлых Игр!
Однако, несмотря на схожесть, у новых знаков есть и отличия. Дело в том, что пиктограммы видов спорта для Олимпиады-2022 больше тяготеют к тем формам гравировки печатей, которые восходят к династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и периоду Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.). Подобный прием позволил выдержать знаки в изысканной классической манере, исключив ненужную помпезность. Во всех 30 пиктограммах спортивных дисциплин Олимпиады и Паралимпиады 2022 г. хорошо узнаваемый стиль китайских печатей переплетен со спортивной тематикой, которая представлена в привычных уже фигурках «танцующих человечков». В знаках используются элементы традиционной каллиграфии Поднебесной, неразрывно связанной с китайскими красными штемпельными чернилами, это придает эмблемам флер самобытности и отражает красоту зимних видов спорта.
Каллиграфия Поднебесной несет в себе историческое очарование китайской цивилизации, а гравировка печатей в стиле «чжуань» является уникальной формой выражения этого искусства в камне. Основой для печати, отразившей логотип Олимпиады-2022, стал иероглиф «зима» (冬) – первый знак китайского названия эмблемы нынешних Игр – «зимняя мечта». Ажурные, летящие линии выгравированной эмблемы сочетают магию структуры древних иероглифов, твердость руки мастера и художественные достоинства каллиграфии. Верхняя часть эмблемы напоминает фигуру конькобежца, а в нижней проступает силуэт лыжника, и обе части перетекают друг в друга через развевающиеся на ветру ленты. Внизу стоит оттиск – «Beijing 2022». Силуэты букв в нем передают особенности китайского искусства вырезания фигурок из бумаги, а стиль их исполнения органично сочетается со всеми остальными элементами эмблемы.
Настоящий ажиотаж вызвал состоявшийся недавно официальный показ формы китайской олимпийской сборной. И действительно хочется отметить, что в форме мастерски использованы сюжеты популярнейшего в Китае полотна в стиле традиционной китайской пейзажной живописи «Мириады миль гор и рек». Знакомые каждому китайцу с детства горные силуэты шедевра переплетаются с элементами графического дизайна зимней Олимпиады. По замыслу разработчиков одежды изображение символизирует алую дымку зари первых вешних дней, которая, осеняя древние горы и оживающие реки, заставляет отступать зимнюю стужу и метели. Схожая графика разных комплектов формы является залогом визуального единства, а использование нескольких цветов создает необходимое разнообразие. В нанесенном на одежду сюжете намеренно увеличены контуры Великой Китайской стены – самого узнаваемого в мире символа нашей страны. Диагональное исполнение придает всей композиции динамичность, формирует образ непрерывного потока, неудержимого полета и позитивного развития.
Уникальные формы
Каждая Олимпиада привлекает внимание всей планеты не только зрелищными состязаниями, но и новыми, неожиданными и неповторимыми формами олимпийских объектов. Зимние Игры 2022 г. не стали исключением: вряд ли найдется человек, которого оставил бы равнодушным завораживающий, полный скрытых смыслов, аллегорий и отсылок к китайской цивилизации внешний вид стадионов и снежных спусков этой Олимпиады.
Трамплин «Биг-эйр Шоуган» – единственное спортивное сооружение в пределах пекинского олимпийского кластера, предназначенное для состязаний на снегу. Это первая в мире постоянная арена, предназначенная для биг-эйра – вида показательных соревнований в лыжах и сноуборде. Сооружение издали выглядит как гигантская лента полубогинь апсар, а сами дизайнеры черпали вдохновение в сюжетах «летящие апсары», которые мастерски изображены на фресках пещер Дуньхуана (пров. Ганьсу). Обращение к теме летящих в небесах дев станет понятным, если вспомнить, что в китайском языке апсар называют «фэйтянь» (вознесшиеся до небес), но именно этим же словом в Китае переводят с английского языка название спортивной дисциплины big air! Образ порхающих в небесной выси полубогинь напоминает затяжной прыжок и свободный полет спортсменов, поэтому при выборе дизайна трамплина для стиля биг-эйр этот китайский мотив оказался вне конкуренции.
В олимпийском кластере Чжанцзякоу расположен новый трамплин Национального центра по прыжкам на лыжах с трамплина. В основном он состоит из помещения на вершине, стартовой площадки, гор разгона и приземления, площадки остановки, а также зрительских трибуны. От подножия до самой верхней точки объекта – более 130 м по вертикали. Но не только технические характеристики поражают воображение: необычный S-образный профиль сооружения вызывает в памяти рисунок волшебного жезла исполнения желаний. По-китайски он называется «жуи», поэтому гигантский трамплин в Чжанцзякоу окрестили «Снежным жуи». Рисунки таких жезлов впервые появляются в Китае во времена династии Восточная Хань (25–220 гг. н. э.). Прообразом для их формы стало созвездие Большая Медведица, а материалом для изготовления – нефрит или золото, что символизирует счастье и благополучие.
Какие сюжеты в Китае могут обойтись без национального символа – дракона? Именно это мифическое животное, как бы распластавшееся в полете вдоль горного хребта, напоминает санно-бобслейную трассу «Летящий снежный дракон». Трасса, расположенная в олимпийском кластере Яньцин (г. Пекин), стала главным объектом Национального санно-бобслейного центра и единственной специализированной санно-бобслейной трассой на территории Китая. Интересно, что все ее 16 головокружительных изгибов с разными углами наклона раскинулись на южном склоне горы, такое расположение трассы можно встретить только в Китае!
В том же Яньцине находится Национальный горнолыжный центр КНР. В него входят лыжные трассы длиной 3000 м с максимальным перепадом высот до 900 м. Стартовая площадка вознеслась на самую вершину одной из гор – на высоту 2198 м, и издали весь комплекс напоминает порхающую ласточку. Ласточка – птица, несущая по поверьям китайцев надежду и благополучие, а снег – символ зимних Олимпийских игр, поэтому новый горнолыжный центр получил название «Порхающая снежная ласточка». Благоприятная символика, «летящий» общий вид комплекса и отличные технические характеристики сооружения сплелись воедино и послужили прекрасным примером сочетания традиционной китайской и современной зимней олимпийской культуры.
Таким же примером сплава культур стал дизайн Национального конькобежного стадиона: сооружение состоит из 22 изогнутых навесных стеклянных стен-лент, что должно символизировать стремительность конькобежцев, демонстрировать сочетание голубого льда и скорости. Сами же гигантские ленты напоминают невесомый шелк, струящийся в стремительном вращении. Известно, что еще во времена династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.) торговля китайским шелком стала основой для первого в мировой истории регулярного трансконтинентального торгового пути, а сама эта торговля стала символом мирного взаимодействия Востока и Запада.
Прекрасные надежды
Эстафета олимпийского огня передает суть и является самым узнаваемым символом этого спортивного праздника, а олимпийский факел – обязательный атрибут любых Игр. Не стал исключением и факел зимних Олимпийских игр 2022 г., который за свою потрясающую форму назван «летящим». Дизайн факела в виде листьев деревьев подсмотрен у природы, что соответствует даосскому принципу «следования природе», этому же принципу подчиняется и мастерское изготовление факела по экологическим стандартам. Сама спиралевидная конструкция, внутри которой горит неугасимое пламя, напоминает развевающуюся ленту. В момент передачи огня верхушки двух факелов сплетаются, словно руки в товарищеском рукопожатии. Именно так в конструкции был отражен принцип олимпийского единства и дружбы.
Идея факела в виде фонаря взята от дворцовых фонарей «чансинь», существовавших более 2000 лет назад во времена династии Западная Хань. В китайском языке слово «чансинь» имеет значение вечной веры, символизирует стремление людей к свету и надежде, а обвивающая верхнюю часть факела струящаяся красная лента напоминает нам об олимпийском духе товарищеской борьбы на пределе сил.
Дизайн медалей предстоящей Олимпиады отправляет нас к древнекитайским нефритовым подвескам. На аверсе медали – пять концентрических колец, символизирующих олимпийский дух, который объединяет мир. Они же олицетворяют традиционную китайскую философию гармонии между небом, землей и человеком. В центральной части реверса медали помещена эмблема предстоящих зимних Олимпийских игр в Пекине, вокруг нее – расширяющиеся колечки-орбиты, на которых мы видим 24 небольшие точки. Эти точки символизируют порядковый номер XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине. Дизайн колец в виде орбит малых планет вдохновлен древними астрономическими картами и символизирует огромное звездное небо, гармонию между человеком и природой. И эта гармония вселяет в нас надежду, что спортсмены на предстоящих Играх будут стремиться к совершенству бескрайнего неба и сверкать, как прекрасные звезды.