微信图片_20210629100135.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Дуньхуан: история и люди

2022-01-17    

  • 微信截图_20220117173819.png

< >

Дуньхуан: история и люди


ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ, ЦЗУН ХЭ


Среди бесконечных песков Северо-Западного Китая, в пров. Ганьсу, где в древности пролегал Великий шелковый путь, затерялся г. Дуньхуан. Это место известно на весь мир древним буддийским комплексом с фресками и скульптурами. В юго-восточной части города расположились пещеры Могао – крупнейшая и богатейшая в мире сокровищница буддийского искусства. Работа над созданием гротов началась в 366 г., сейчас здесь 735 гротов, в которых находим 45 тыс. кв. м настенных росписей и 2415 глиняных скульптур.

За последние 70 лет среди песков пустыни трудились многие исследователи и искусствоведы, в том числе такие корифеи, как Чан Шухун, Дуань Вэньцзе и Фань Цзиньши. Благодаря научной, реставраторской и популяризаторской работе, а также усилиям по защите культурного достояния, мир открыл для себя богатейшую историю Дуньхуана и узнал о ценнейших артефактах из пещер Могао. И все это стало подспорьем для дальнейшего поиска возможностей рационального освоения и развития туризма.






От доброго семени – добрый всход

В 1944 г. здесь был основан Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана, в дальнейшем переименованный в Академию культурного наследия Дуньхуана. А первым директором этой структуры стал известный китайский художник Чан Шухун (1904–1994 гг.). Под его началом провели огромную работу по защите и исследованию пещер Дуньхуана: после 400 лет забытья в Китае вновь узнали о сокровищах древности и буквально спасли их от разрушения.

Чан Шухун получил образование во Франции, и во время учебы его картины получили не одну награду, а их автор заработал хорошую репутацию. Осенью 1935 г. Чан Шухун случайно увидел в парижском букинистическом магазине фотоальбом французского китаиста почти с 400 снимками пещер и скульптур Дуньхуана. Для художника это было первое знакомство с культурным достоянием Дуньхуана, и Чан Шухун настолько им заинтересовался, что уже в следующем году по возвращении в Китай начал заниматься такой сложной, но нужной работой по защите культурного наследия Дунхуана. В Китае, однако, его ждала неприглядная картина: ценнейшие пещеры были засыпаны песками, скульптуры и наскальные картины повреждены, древнейшие книги с сутрами разбросаны. Работа предстояла непростая, но сложности не страшили Чан Шухуна, и исследователь с энтузиазмом взялся за дело.

Чан Шухун ездил по всей стране в поисках целеустремленных молодых исследователей, которые впоследствии под его чутким руководством сажали деревья, расчищали песок, присваивали пещерам номера, собирали и систематизировали культурные ценности, реставрировали скульптуры из древних пещер. Они очистили более 300 пещер от песка, который лежал здесь несколько сотен лет, затем построили ограду длиной более километра, а также зарисовали огромное количество изысканных настенных рисунков. Более того, они многократно проводили крупные выставки, издавали фотоальбомы и так знакомили широкую публику с искусством Дуньхуана.




Без труда и отдых не сладок

Знаменитый китайский художник Дуань Вэньцзе (1917–2011 гг.) проработал в пещерах Могао 60 лет и за это время многого достиг не только на поприще копирования и исследования наскальных рисунков. Его также ценят за активное развитие науки о дуньхуанских пещерах.

В июле 1946 г. выпускник Государственного художественного училища (г. Чунцин) Дуань Вэньцзе прибыл в Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана, где стал работать в команде Чан Шухуна. Он отвечал за организацию работы по копированию наскальных картин, полевые исследования гротов и изучение их содержимого. Параллельно размышлял над тем, каких успехов удалось достичь людям древности во фресковой живописи, и пытался разгадать, в чем секрет использованных выразительных средств. Свои теоретические находки исследователь активно использовал при копировании работ древности, пытаясь тем самым максимально точно передать внутреннее наполнение исторических росписей. К примеру, чтобы срисовать один наскальный рисунок, сохранившийся лишь частично, Дуань Вэньцзе проштудировал более сотни источников, выписывая ценные факты на специальные карточки. Только в работе над этой фреской исследователь накопил более 2000 карточек.

В 1950 г. Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана был переименован в Исследовательский институт культурных ценностей Дуньхуана, который в свою очередь был в 1984 г. расширен и переименован в Академию культурного наследия Дуньхуана. А первый руководитель вновь образованной академии Дуань Вэньцзе все эти годы подчеркивал, что «горячка ни к чему: важно уйти с головой в работу и дать результатам самим говорить за себя». Этим принципом он руководствовался и в своей работе. Развивая науку, Дуань Вэньцзе проливал свет на искусство Дуньхуана, всячески способствовал проведению археологических раскопок и научному изучению истории здешних мест. В 1983 г. по его инициативе был учрежден научный журнал «Исследование Дуньхуана» – авторитетное издание, без обращения к материалам которого не обходится практически ни одно исследование дуньхуанских пещер. Более того, Дуань Вэньцзе регулярно проводил всекитайские и международные конференции, посвященные Дуньхуану, и эти мероприятия способствовали обменам и продвигали исследования. Благодаря подобным встречам о Дуньхуане и Академии культурного наследия Дуньхуана узнавали все новые отечественные и иностранные ученые.




Археология и открытость к новому

Фань Цзиньши родилась в 1938 г., образование получила в Пекинском университете, где обучалась на специальности «Археология». В Дуньхуане начала работать в 1963 г. в возрасте 24 лет. В 1998 г., почти разменивая седьмой десяток, она сменила Дуань Вэньцзе на посту главы Академии культурного наследия Дуньхуана.

Чтобы изучить и сохранить культурное достояние Дуньхуана, Фань Цзиньши активно проводит археологические раскопки и не боится новшеств. В практическом плане это выражается в том, что исследовательница и ее команда регулярно участвуют в международных обменах и сотрудничестве, благодаря чему узнают о передовых идеях и методах защиты культурных ценностей. Фань Цзиньши была первой в Китае, кто принял участие в разработке специального закона и программ по защите культурных ценностей. По ее инициативе были выпущены «Правила по защите пещер Могао в г. Дуньхуан пров. Ганьсу» и «Генеральный план защиты пещер Могао в г. Дуньхуан». От предотвращения разрушения наскальных рисунков и укрепления поверхности скал до наблюдения за состоянием окружающей среды и борьбы с опустыниванием – научные достижения теперь применяются во всем и везде.

Начиная с 90-х гг. XX века Фань Цзиньши запустила программу «Виртуальный Дуньхуан», в рамках которой были сделаны цифровые изображения пещер, наскальных рисунков и скульптур, которые затем составили большой электронный архив. Наиболее интересные культурные ценности можно посмотреть в Цифровом выставочном центре. Это позволяет рассмотреть детали, а так как посетители сначала знакомятся с экспонатами на экранах и только потом идут непосредственно в пещеры, это позволяет лучше познакомиться с произведениями и сократить время пребывания туристов в пещерах и гротах и за счет этого уменьшить влияние на памятники древности.

С 1944 г. в Дуньхуане многие десятилетия занимаются защитой, исследованием и развитием культурного наследия Дуньхуана. Если у истоков исследовательской работы стояла небольшая команда из двух десятков работников, то сейчас коллектив разросся до 1463 человек, и в этом секрет успеха. Об этом знает и нынешний руководитель Академии культурного наследия Дуньхуана Чжао Шэнлян, поэтому он говорит: «Хотим, чтобы еще больше талантливых исследователей заинтересовались пещерами Могао и нашли в городе с тысячелетней историей возможности реализовать себя».

на странице

на следующей странице

Дуньхуан: история и люди

2022-01-17    

  • 微信截图_20220117173819.png

Дуньхуан: история и люди


ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ, ЦЗУН ХЭ


Среди бесконечных песков Северо-Западного Китая, в пров. Ганьсу, где в древности пролегал Великий шелковый путь, затерялся г. Дуньхуан. Это место известно на весь мир древним буддийским комплексом с фресками и скульптурами. В юго-восточной части города расположились пещеры Могао – крупнейшая и богатейшая в мире сокровищница буддийского искусства. Работа над созданием гротов началась в 366 г., сейчас здесь 735 гротов, в которых находим 45 тыс. кв. м настенных росписей и 2415 глиняных скульптур.

За последние 70 лет среди песков пустыни трудились многие исследователи и искусствоведы, в том числе такие корифеи, как Чан Шухун, Дуань Вэньцзе и Фань Цзиньши. Благодаря научной, реставраторской и популяризаторской работе, а также усилиям по защите культурного достояния, мир открыл для себя богатейшую историю Дуньхуана и узнал о ценнейших артефактах из пещер Могао. И все это стало подспорьем для дальнейшего поиска возможностей рационального освоения и развития туризма.






От доброго семени – добрый всход

В 1944 г. здесь был основан Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана, в дальнейшем переименованный в Академию культурного наследия Дуньхуана. А первым директором этой структуры стал известный китайский художник Чан Шухун (1904–1994 гг.). Под его началом провели огромную работу по защите и исследованию пещер Дуньхуана: после 400 лет забытья в Китае вновь узнали о сокровищах древности и буквально спасли их от разрушения.

Чан Шухун получил образование во Франции, и во время учебы его картины получили не одну награду, а их автор заработал хорошую репутацию. Осенью 1935 г. Чан Шухун случайно увидел в парижском букинистическом магазине фотоальбом французского китаиста почти с 400 снимками пещер и скульптур Дуньхуана. Для художника это было первое знакомство с культурным достоянием Дуньхуана, и Чан Шухун настолько им заинтересовался, что уже в следующем году по возвращении в Китай начал заниматься такой сложной, но нужной работой по защите культурного наследия Дунхуана. В Китае, однако, его ждала неприглядная картина: ценнейшие пещеры были засыпаны песками, скульптуры и наскальные картины повреждены, древнейшие книги с сутрами разбросаны. Работа предстояла непростая, но сложности не страшили Чан Шухуна, и исследователь с энтузиазмом взялся за дело.

Чан Шухун ездил по всей стране в поисках целеустремленных молодых исследователей, которые впоследствии под его чутким руководством сажали деревья, расчищали песок, присваивали пещерам номера, собирали и систематизировали культурные ценности, реставрировали скульптуры из древних пещер. Они очистили более 300 пещер от песка, который лежал здесь несколько сотен лет, затем построили ограду длиной более километра, а также зарисовали огромное количество изысканных настенных рисунков. Более того, они многократно проводили крупные выставки, издавали фотоальбомы и так знакомили широкую публику с искусством Дуньхуана.




Без труда и отдых не сладок

Знаменитый китайский художник Дуань Вэньцзе (1917–2011 гг.) проработал в пещерах Могао 60 лет и за это время многого достиг не только на поприще копирования и исследования наскальных рисунков. Его также ценят за активное развитие науки о дуньхуанских пещерах.

В июле 1946 г. выпускник Государственного художественного училища (г. Чунцин) Дуань Вэньцзе прибыл в Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана, где стал работать в команде Чан Шухуна. Он отвечал за организацию работы по копированию наскальных картин, полевые исследования гротов и изучение их содержимого. Параллельно размышлял над тем, каких успехов удалось достичь людям древности во фресковой живописи, и пытался разгадать, в чем секрет использованных выразительных средств. Свои теоретические находки исследователь активно использовал при копировании работ древности, пытаясь тем самым максимально точно передать внутреннее наполнение исторических росписей. К примеру, чтобы срисовать один наскальный рисунок, сохранившийся лишь частично, Дуань Вэньцзе проштудировал более сотни источников, выписывая ценные факты на специальные карточки. Только в работе над этой фреской исследователь накопил более 2000 карточек.

В 1950 г. Государственный исследовательский институт искусства Дуньхуана был переименован в Исследовательский институт культурных ценностей Дуньхуана, который в свою очередь был в 1984 г. расширен и переименован в Академию культурного наследия Дуньхуана. А первый руководитель вновь образованной академии Дуань Вэньцзе все эти годы подчеркивал, что «горячка ни к чему: важно уйти с головой в работу и дать результатам самим говорить за себя». Этим принципом он руководствовался и в своей работе. Развивая науку, Дуань Вэньцзе проливал свет на искусство Дуньхуана, всячески способствовал проведению археологических раскопок и научному изучению истории здешних мест. В 1983 г. по его инициативе был учрежден научный журнал «Исследование Дуньхуана» – авторитетное издание, без обращения к материалам которого не обходится практически ни одно исследование дуньхуанских пещер. Более того, Дуань Вэньцзе регулярно проводил всекитайские и международные конференции, посвященные Дуньхуану, и эти мероприятия способствовали обменам и продвигали исследования. Благодаря подобным встречам о Дуньхуане и Академии культурного наследия Дуньхуана узнавали все новые отечественные и иностранные ученые.




Археология и открытость к новому

Фань Цзиньши родилась в 1938 г., образование получила в Пекинском университете, где обучалась на специальности «Археология». В Дуньхуане начала работать в 1963 г. в возрасте 24 лет. В 1998 г., почти разменивая седьмой десяток, она сменила Дуань Вэньцзе на посту главы Академии культурного наследия Дуньхуана.

Чтобы изучить и сохранить культурное достояние Дуньхуана, Фань Цзиньши активно проводит археологические раскопки и не боится новшеств. В практическом плане это выражается в том, что исследовательница и ее команда регулярно участвуют в международных обменах и сотрудничестве, благодаря чему узнают о передовых идеях и методах защиты культурных ценностей. Фань Цзиньши была первой в Китае, кто принял участие в разработке специального закона и программ по защите культурных ценностей. По ее инициативе были выпущены «Правила по защите пещер Могао в г. Дуньхуан пров. Ганьсу» и «Генеральный план защиты пещер Могао в г. Дуньхуан». От предотвращения разрушения наскальных рисунков и укрепления поверхности скал до наблюдения за состоянием окружающей среды и борьбы с опустыниванием – научные достижения теперь применяются во всем и везде.

Начиная с 90-х гг. XX века Фань Цзиньши запустила программу «Виртуальный Дуньхуан», в рамках которой были сделаны цифровые изображения пещер, наскальных рисунков и скульптур, которые затем составили большой электронный архив. Наиболее интересные культурные ценности можно посмотреть в Цифровом выставочном центре. Это позволяет рассмотреть детали, а так как посетители сначала знакомятся с экспонатами на экранах и только потом идут непосредственно в пещеры, это позволяет лучше познакомиться с произведениями и сократить время пребывания туристов в пещерах и гротах и за счет этого уменьшить влияние на памятники древности.

С 1944 г. в Дуньхуане многие десятилетия занимаются защитой, исследованием и развитием культурного наследия Дуньхуана. Если у истоков исследовательской работы стояла небольшая команда из двух десятков работников, то сейчас коллектив разросся до 1463 человек, и в этом секрет успеха. Об этом знает и нынешний руководитель Академии культурного наследия Дуньхуана Чжао Шэнлян, поэтому он говорит: «Хотим, чтобы еще больше талантливых исследователей заинтересовались пещерами Могао и нашли в городе с тысячелетней историей возможности реализовать себя».

微信图片_20210629100135.jpg