По следам амурского тигра
Ван Цянь

7 сентября в г. Хуньчунь пров. Цзилинь на северо-востоке Китая сотрудники пограничного отряда полиции во время патрулирования границы с Россией обнаружили амурского тигра. Зверь весил примерно 150 кг, он внимательно изучил незваных гостей и, не почувствовав угрозы, скрылся в лесу. Ранее, 23 апреля, дикого амурского тигра весом около 230 кг приметили в деревне Линьху г. Цзиси пров. Хэйлунцзян. Животное изловили и доставили специалистам центра защиты, где оно пробыло некоторое время под наблюдением, а потом было отпущено на волю. Ученые предполагают, что в этот раз им встретился молодой тигр, которого только недавно перестала кормить мать и он только учится самостоятельно охотиться.
Природный ареал обитания диких амурских тигров охватывает северо-восток Китая и Дальневосточный регион России. В первой половине XX в. численность вида в Китае сократилась из-за активной охоты, уничтожения лесов и освоения целины, и животные перешли на территорию России. В недавнем прошлом в КНР все же взялись за защиту и восстановление лесов, благодаря чему среда обитания амурских тигров улучшилась, и эти дикие кошки стали все чаще попадаться на глаза человека.
Десятилетие в поисках тигра
Остались ли на территории Китая дикие амурские тигры? Еще на рубеже XXI в. почти никто не мог с уверенностью ответить на этот вопрос, но сомнения развеялись в 2015 г., когда китайский интернет взорвало видео со взрослой тигрицей в компании четырех детенышей. Ролик запечатлела еще в 2013 г. инфракрасная камера, которую установили ученые из Пекинского педагогического университета, специализирующиеся на изучении амурских леопардов и тигров. В том же году фотоловушки зафиксировали еще два тигриных семейства, причем оба постоянно жили на территории КНР. Для доцента Школы наук о жизни Пекинского педагогического университета Фэн Лиминя такой результат был неслучайным, ведь к тому моменту он с коллегами по цеху уже десять лет выслеживал тигров в горных районах китайского северо-востока.
С 2006 г. группа исследователей амурских леопардов и тигров из Пекинского педагогического университета работают в единой связке с компетентными органами пров. Цзилинь и Хэйлунцзян. Вместе они создали систему видеонаблюдения за дикими кошками. Разработанный механизм должен был помочь выяснить, есть ли в Китае постоянно обитающие дикие амурские тигры и существует ли возможность того, что представители вида снова вернутся жить в Китае. Сеть видеонаблюдения расположена в восточной части пров. Хэйлунцзян и Цзилинь и считается крупнейшей в мире. Она начинается у китайско-российской границы, дальше углубляется внутрь китайской территории на маршрутах, по которым в Китай предположительно мигрируют амурские тигры. За десять с лишним лет специальные камеры установили в пяти национальных заповедниках северо-востока Китая, а это территория в 15 тыс. кв. км.
Во время полевых исследований группой ученых из Пекинского педагогического университета заведует Фэн Лиминь. Он с коллегами поделил зону наблюдения на отдельные квадраты размером 3,6 на 3,6 км, после чего с июля 2006 г. по июнь 2019 г. установили на них более 4000 инфракрасных камер. В ходе исследования ученые систематически отслеживали наличие следов диких животных и мониторили состояние экологии в ареале обитания диких кошек. Эти и другие методы позволили изучить временные и пространственные особенности передвижения диких животных в зоне наблюдения. В результате исследования ученые пришли к выводу, что в период с 2012 по 2014 г. на территории Китая обитало по меньшей мере 26 амурских тигров и 42 амурских леопарда. Эти результаты позволили на научном уровне подтвердить, что на территории страны все еще есть популяция диких амурских тигров, что крайне важно для последующих исследований и защиты редких видов кошек.
Труд окупается сторицей
Без восстановления лесов амурские тигры не вернулись бы в Китай. В 1998 г. в стране запустили проект по защите естественных лесов, благодаря чему экология в северо-восточном регионе Китая улучшилась. Стремительно стали восстанавливаться популяции благородного и пятнистого оленя, выросла численность кабанов, а значит – корма у амурских тигров стало достаточно. Ситуацию улучшили и полные запреты властей на лесозаготовку в основных лесных массивах. В пров. Хэйлунцзян соответствующее постановление было обнародовано в 2014 г., а в пров. Цзилинь – годом позднее, что стало важным подспорьем для того, чтобы в эти места вернулся амурский тигр и начал активно плодиться.
Однако всего этого недостаточно, чтобы в корне преломить ситуацию на пользу диких амурских тигров. Животным не хватает места, а из-за строительства на китайско-российской границе железных дорог и автомагистралей, ареал обитания хищников разрезается на изолированные островки. В 2015 г. данные совместного мониторинга специалистов из Китая и России показали, что на востоке пров. Цзилинь менее чем на 4000 кв. км приграничной территории обитало по меньшей мере 35 тигров и 70 леопардов, то есть нагрузка на природные ресурсы превышала норму в три раза.
В июне 2015 г. на рассмотрение Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и Государственного совета были вынесены «Рекомендации по реализации “Крупного экологического проекта по восстановлению и защите в Китае диких амурских тигров и амурских леопардов”». Документ стал результатом 10 лет научных изысканий группы по исследованию амурских тигров и амурских леопардов Пекинского педагогического университета и имел целью повысить эффективность защиты диких амурских тигров. В рекомендациях упоминается, что следует на постоянной основе создать заповедную территорию возле г. Хуньчунь пров. Цзилинь, а также реформировать целый ряд институтов и механизмов взаимодействия. В том же году ЦК КПК включил положения рекомендаций в план на 13-ю пятилетку и повысил уровень подчинения проекта. Регион Хуньчунь (Цзилинь) – Ванцин (Цзилинь) – Дуннин (Хэйлунцзян) – Мулин (Хэйлунцзян) на стыке провинций был выбран в качестве зоны экспериментального ведения хозяйства. Институциональные изменения коснулись территории площадью 15 тыс. кв. км. В 2016 г. был рассмотрен и одобрен «Пилотный проект режима государственного парка амурских тигров и леопардов КНР», что позволило беспрецедентным образом улучшить взаимосвязанность, скоординированность и целостность среды обитания диких животных. В 2017 г. был создан Национальный парк амурских тигров и леопардов, который напрямую подчиняется Государственному управлению лесного хозяйства КНР (ныне – Государственное управление лесного и степного хозяйства КНР).
«Старания Китая по защите амурского тигра окупились, – считает Дейл Микелл, директор российского представительства Общества сохранения диких животных. – Хотя заметные успехи от защитных мероприятий дали результат не сразу, мы все же видели постоянную последовательную работу, что открыло новые возможности для восстановления популяции диких амурских тигров».
Общими усилиями
Амурские тигры обитают в районе китайско-российской границы, поэтому усилий только одной стороны будет недостаточно для сохранения вида. Совместные проекты осуществляются правительствами и природоохранными организациями двух стран. В России уже продолжительное время реализуется стратегия сохранения амурского тигра и леопарда, проводится мониторинг и исследования. Национальный парк «Земля леопарда» в Приморском крае на Дальнем Востоке РФ также наблюдает за хищниками на приграничной территории с помощью инфракрасных камер. В 2014 г. Государственный природный заповедник охраны амурских тигров г. Хуньчунь и госзаповедник уезда Ванцин пров. Цзилинь подписали с российским парком «Земля леопарда» соглашение о сотрудничестве, благодаря чему началась работа по созданию китайско-российской трансграничной сети защиты редких кошек.
В 2019 г. Китайский национальный парк амурских тигров и леопардов подписал с российским нацпарком «Земля леопарда» план действий по сотрудничеству на 2019–2021 гг. Программа предполагает регулярное проведение международных научных исследований по передвижениям животных, координацию фотомониторинга с помощью инфракрасных камер, обмен данными научных исследований, образовательные программы для молодежи и школьников, а также другие мероприятия, необходимые для сохранения редких кошек.
Вот уже три года стороны обмениваются информационными ресурсами и базами данных в области научных исследований, экологического мониторинга, экологического просвещения и наработок в области защиты амурских тигров и леопардов. Все это позволит защитить редкие виды диких животных, в особенности амурских тигров и леопардов, а также улучшить состояние окружающей среды на приграничных территориях. Директор национального парка «Земля леопарда» Виктор Бардюк высоко оценивает перспективы российско-китайского сотрудничества в данной сфере, отмечая, что редкие кошки уже давно передвигаются по территориям двух стран и план совместных действий поможет стабилизировать популяции диких амурских тигров, леопардов и животных, которые входят в пищевые цепочки этих хищников.