В январе 1935 г. в ходе Великого похода Центральный комитет КПК провел «Совещание в Цзуньи (пров. Гуйчжоу)», на котором были искоренены ошибки левацкого догматизма в ЦК, определилось руководящее положение Мао Цзэдуна в ЦК КПК и в Красной армии. «Совещание в Цзуньи» считается важным переломным моментом в истории КПК, оно показало, что Компартия Китая имеет большие способности для исправления ошибок, и символизировало начало политического созревания КПК.
Дэн Сяопин в свое время сказал: «Великий поход – был вынужденной мерой». Несмотря на то, что из-за ошибок левацкого догматизма внутри партии и карательных походов Гоминьдана пришлось поневоле совершить Великий поход, однако китайские коммунисты ставили своей целью сопротивление Японии и спасение родины, в ходе Великого похода они поднимали народные массы на антияпонскую войну и призывали их вступать в Красную армию. Призывы встать под знамена борьбы с японскими оккупантами на защиту родины имели огромную притягательную силу. Даже в самых глухих и отдаленных районах эта армия, ставившая своей целью сопротивление Японской агрессии, встречала уважение и поддержку народа. Всюду, куда приходила Красная армия, она помогала беднейшим массам бить помещиков и мироедов, и делить их богатства, отменяла налоги. Как пелось в детской песенке: «Только помогая Красной армии одержать победу, рабочие и крестьяне могут добиться освобождения», как гласили популярные в то время лозунги: «Бедный люд, у которого нет ничего на обед, скорее вступай в Красную армию», «Красная армия – это освободитель бедняков».
В городе Бицзе провинции Гуйчжоу (Юго-Западный Китай), руководители КПК рассказали местному известному деятелю Чжоу Суюаню о теории марксизма-ленинизма и позиции Коммунистической партии Китая. Впоследствии Чжоу Суюань стал командующим гуйчжоуской армией сопротивления Японии и спасения родины, руководимой КПК, и вместе с бойцами Красной армии совершил Великий поход, добравшись до Северной Шэньси. Когда войска проходили по территории районов проживания нацменьшинств, в «Инструкции Главного политического управления о работе с национальными меньшинствами» предусматривалась необходимость «категорически соблюдать нравы и обычаи национальных меньшинств, и разъяснять солдатам эти традиции; Серьезно бороться с такими глупыми предубеждениями великоханьского шовинизма, как пренебрежение и презрительное отношение к национальным меньшинствам; мобилизовать всех бойцов на пропаганду среди широких масс нацменьшинств позиций Красной армии, особенно в области национальной автономии, национального равенства и т.д.» В районе Чжундянь пров. Юньнань Красная армия строго проводила партийную национальную и религиозную политику, заручившись доверием и поддержкой тибетских соотечественников, в том числе восьми старейших буддийских наставников монастыря Гуйхуа, в свою очередь этот монастырь собрала 50 тыс. кг зерна для Красной армии.
|