Редкое искусство

    

    С течением времени многие ремесла утратили свою популярность. Одним из них, к сожалению, стало вышивание. Если раньше этим рукоделием на Руси занимались многие барышни, то сегодня это увлечение единиц. Занятие это требует времени, а где его взять, если на просмотр обновлений во ВКонтакте или ВиЧате уходит как минимум несколько часов в день? Есть, однако, девушки, которым бабушкин способ коротания вечеров и сегодня по душе. Причем для некоторых он стал не просто хобби, а делом всей жизни. Одна из таких девушек живет в Китае. Переезд в Гуанчжоу ознаменовал новую эпоху в ее творчестве – полную экспериментов, стремления к новаторству. Зовут нашу соотечественницу Анастасия Финогенова. О своем творчестве она охотно согласилась рассказать корреспонденту нашего журнала.

    

    Корр.: Анастасия, расскажите вкратце, как появилось Ваше увлечение – вышивание бисером.

    Анастасия Финогенова: В 2004 году, будучи на четвертом курсе института, я должна была писать курсовую работу по дисциплине «История костюма». Избитых тем, типа «История европейского костюма», материал по которым без труда можно было найти в библиотеке, я брать не стала. Испытывая интерес к культуре индейцев, я решила исследовать декор одежды коренного населения Америки. Практически у всех племен были украшения из бисера. Мне стала интересна техника их создания. Своей заинтересованностью я поделилась с отцом: рассказала ему о ткацких станках индейцев, намекнув на то, что сама бы не прочь заиметь нечто похожее. Папа, инженер по образованию, попросил нарисовать эскиз механизма. Я, опираясь на зарисовки из книг, сделала чертеж, и уже через три дня станок стоял у меня в комнате. Так началось мое увлечение, которое длится ни много ни мало – одиннадцать лет.

    Корр.: Почему в Ваших работах преобладают религиозные сюжеты? И почему в качестве материала Вы выбрали бисер?

    Анастасия Финогенова: Первым вытканным полотном была маска индейцев Майя. Она стала практической частью моей курсовой. После окончания института мое увлечение было отложено на год, ибо, начав работать по специальности – дизайнером одежды, – я с трудом могла найти свободное время. Спустя год после начала работы я случайно заглянула в книжный, где в отделе по рукоделию увидела издание «Иконы из бисера». Рука сама потянулась к нему... Его, а также бисер всевозможных цветов я купила не раздумывая, потратив на них все деньги, которые отложила на покупку сапог. Со своим «сокровищем» я понеслась домой, где с нетерпением начала натягивать нити для работы. Какую икону вышивать? Сомнений не было – конечно же, Богородицу Казанскую, ведь родилась я в день этой святой. Вышивание так меня увлекло, что, работая с раннего утра до полуночи, не чувствуя ни голода, ни усталости, я закончила икону за три недели. Вскоре после возвращения к своему увлечению я оказалась в Китае. Вдохновившись новым окружением и новой жизнью, я начала творить с еще большим запалом.

    Корр.: Как повлиял на Ваше творчество Китай?

    Анастасия Финогенова: В Китае коренным образом изменилось мое мировоззрение. Именно здесь я стала заниматься тем, что действительно люблю, – оставила компанию, в которой работала, и всю себя посвятила вышиванию. Изменилась здесь и техника моей работы – я стала обрамлять иконы полудрагоценными камнями. Например, рамка «Святой Троицы» сделана более чем из трех тысяч камней, среди которых агат, бирюза, жадеит, ляпис, тигровый глаз и многие другие. Поселившись в Китае, я стала небезразлична к дипломатии, в частности к ее культурному аспекту. Это, безусловно, нашло отражение в моих работах. В сентябре я закончила портрет Владимира Путина, а в октябре взялась за портрет Си Цзиньпина. Идея возникла как желание выразить свое отношение к дружбе двух стран. Собственно в Китае появилась идея провести свою первую персональную выставку. Она запланирована на конец этого года в Гуанчжоу, название ей дано «12» и представлены на ней будут двенадцать православных полотен. Вообще хочется ближе познакомить китайцев с русской иконой, с почти не встречающейся здесь техникой вышивания. С этой целью я подала заявку еще и на участие в выставке ArtShenzhen, которая пройдет весной следующего года. Чтобы самой стать ближе к Китаю, я решила вышить Нюйва – китайскую богиню-создательницу человечества.

    Корр.: Каждый вид творчества уникален по-своему. В чем, на Ваш взгляд, уникальность вышивания? Какой смысл в него вкладываете лично Вы?

    Анастасия Финогенова: Мой вид деятельности действительно уникален. В данной технике сегодня работает всего несколько мастеров в мире. Они создают полотна в основном небольших размеров, не больше формата А4. С полотнами покрупнее в настоящее время работаю я одна. Для примера – самая масштабная моя работа, икона «Святая Троица», имеет длину 125 см и ширину 110 см, на ее создание у меня ушло восемь месяцев. Однако на этих размерах останавливаться я не планирую. В декабре 2015 года – а точнее 12 декабря, в день Девы Гваделупской – я думаю начать еще один грандиозный проект, который, как несложно догадаться, будет называться «Дева Гваделупская». Размер иконы составит 145х105 см, на ее создание у меня должно уйти около полутора лет и десяти килограммов бисера. Идея места первого показа полотна не менее амбициозна, чем идея самого полотна – это музей Сумайя в Мехико.

    Корр.: В эпоху постоянной спешки, которая свойственна таким большим городам, как Гуанчжоу, как удается остановиться и заняться столь неспешным делом, как вышивание? Нет ли ощущения потери драгоценного времени?

    Анастасия Финогенова: Мы живем в интересное время: еще помним жизнь без компьютеров, помним бумажные письма, которые неделями шли до адресата, в то же время мы являемся очевидцами колоссального ускорения многих процессов на земле, например, когда письмо может быть доставлено на другой континент всего при нажатии одной клавиши. Парадокс, но по равнению с былыми временами, сегодня люди жалуются на нехватку времени гораздо чаще. Чтобы все успеть, они начинают спешить, ускоряются, как ускоряются и технологии. Мы стали довольствоваться малым, а точнее – быстрым. Наша жизнь стала состоять из селфи, опубликованных в Инстаграмме... Остался ли кто, чья жизнь посвящена более «времяемким» занятиям, кто не считает увлечения типа вышивания тратой времени? Такие люди, к счастью, есть. Они, как и я, преданны своим интересам, относятся к ним как к чему-то большему, чем просто хобби. Они осознают, что, чем больше усилий и «драгоценного» времени в них вкладывать, тем ценнее будет результат.

    Корр.: Насколько мне известно, в Китае у Вас прошло несколько выставок. Расскажите о них поподробнее. Проявляют ли китайцы интерес к русским иконам и вышиванию как видам искусства?

    Анастасия Финогенова: Я выставляла свои полотна уже несколько раз. Впервые это произошло в июне 2013 года в Макао в рамках конференции Координационного совета соотечественников в Китае. В сентябре того же года я и мои работы приняли участие в арт-встрече «Все свои», организованной российским консульством в Гуанчжоу. А в феврале 2015 года мое вышивание было представлено в Тайбэе на экспозиции дипломатической миссии России в честь праздника Весны.

    Об интересе китайцев к моему творчеству я судить пока не берусь. Все мои выставки пока были рассчитаны на русскую аудиторию. С нетерпением жду открытия своей персональной выставки, которую смогут посетить и китайцы, чтобы услышать их отзывы. С некоторыми их комментариями я, надо сказать, уже знакома. Публикуя фото своих полотен в ВиЧате, я получала немало сообщений, в которых говорилось об удивительной тонкости работы. Вообще должна заметить, что интерес жителей Китая к искусству постоянно растет, как растет их уровень культуры и образования.

    Корр.: Насколько я знаю, в Китае Вы всерьез увлеклись работой с камнями. Ими теперь Вы не только декорируете рамы икон, из них Вы также создаете украшения. Расскажите об этом направлении Вашего творчества поподробнее.

    Анастасия Финогенова: Идея создания украшений родилась спонтанно. Когда я занималась обрамлением «Богородицы Млекопитательницы», моя подруга, увидев удивительное сочетание камня и бисера, спросила: «Почему ты не попробуешь использовать этот тандем для создания женских украшений?» Я подумала: «Действительно, а почему бы и нет?», и уже через несколько дней взялась за первое изделие. Сейчас у меня свой бренд бижутерии «Анастасия Финогенова».

    Корр.: Какие планы строите на будущее?

    Анастасия Финогенова: Как я уже говорила, планирую провести первую авторскую выставку в Гуанчжоу. Надеюсь, что удастся показать иконы также в Гонконге и Москве. Неважно в какой город, приглашаю на выставку всех читателей журнала «Китай», которых заинтересовало мое творчество. Планирую также постоянно пополнять коллекцию вышитых мной полотен, ну и конечно расширять линию украшений, развивать бренд в целом.


2016.03
  1. Зафиксирован второй случай ввоза вируса Зика в Китай извне | 84-летняя пожилая пара впервые в жизни отметила день Святого Валентина | Скоростная железная дорога Хэфэй -- Фучжоу официально сдана в эксплуатацию | В 2014 году качество воздуха отвечало нормам только в 16 китайских городах
  2. Copyright © 2009-2010, kntan