Доброта не есть нечто необычное
В одно солнечное воскресенье отец, мать и дочь отправились в парк, где находилась хорошая чайная. Семья намеревалась прогуляться, а затем попить чайку. В парке было много гуляющих, повсюду слышался веселый смех. Солнце светило щедро сквозь пышную листву деревьев, день был тихий и теплый.
Внезапно перед счастливым и умиротворенным семейством появился сухой худощавый седой старик с темным от загара лицом и застенчиво поинтересовался, не желают ли гуляющие почистить обувь. Старик говорил на непонятном языке, это означало, что он приехал откуда-то издалека, из тех мест, где говорят на другом диалекте.
Чистильщик обуви был в грязной и ветхой одежде, а глаза его были мутными и тусклыми. Испещренное морщинами лицо говорило, что он прожил много трудных лет.
Дочь посмотрела на свою дорогую обувь, которая и после значительной скидки стоила 500 юаней, и вдруг показала старику язык. Выражение лица матери ничем не отличалось от гримасы ее дочери, с той только разницей, что языка она не высунула. Однако отец снял обувь и засунул ноги в тапочки, которые предложил ему старик. Дочь подумала, что тапочки, наверняка, грязные, и, скорее всего, старик выудил их из какого-нибудь мусорного ящика. Ей чуть дурно не стало.
Тем временем старик принялся чистить ботинки отца. Дочь сказала: «Держу пари, что он испортит твою обувь! Он, небось, и чистить-то не умеет». Мать была согласна с мнением дочери: «Сегодня что, солнце на западе взошло?! Что это ты решился деньги на чистку обуви потратить? Ты ведь всегда чистишь ее сам».
Отец улыбнулся в ответ: «Что вы знаете о жизни? Посмотрите на него, понятно, что он делает это впервые. Он стар, а вынужден зарабатывать на хлеб! Но никто не дает ему работы. Однако милостыню просить он стыдится. Так хоть я помогу ему материально! По меньшей мере, он не будет ощущать себя нищим. Ну, так что я сделал не так?».
Мать и дочь сочли его слова правильными, а улыбка отца словно поощряла дочь сделать доброе дело. Однако при виде грязных тапочек девушка не рискнула снять свою дорогую обувь. Она что-то шепнула на ухо отца и тихо отошла в сторону.
Старик почистил ботинки отца и протянул их владельцу. Почистил он их действительно неважно. Отец сказал: «По-моему вы еще не научились чистить обувь. Давайте я покажу Вам!». И отец на глазах у старика заново почистил свои ботинки, а затем протянул старику и туфли своей супруги, чтобы старик потренировался под наблюдением «учителя». Старик чистил туфли, смущенно говоря: «Я никогда не носил кожной обуви, не знаю, как ее чистить...».
Спустя несколько минут вернулась дочь. В руках у нее были две пары новеньких «бусе» – матерчатых тапочек, которые носят в Китае даже в наше время, причем не только простолюдины. Дочь вручила «чистильщику» купленные для него тапочки и сказала: «Почистите и мои туфли, пожалуйста!»
Каким радостным и ясным был тот день! Солнышко теплое, ветерок легкий, мирная картина общения, при которой все участники веселы. И мне тоже стало весело на душе. В тот момент я, как никогда верил, что доброта не является чем-то из ряда вон выходящим. |