«Не воспринимайте меня не как китайца»

– Любовь узбекского режиссера к Китаю

 

СЮЙ ТАО

 

 

    «Нимэнь хао!», – Георгий Мустафин еще издалека поздоровался с корреспондентами. Может быть, для того, чтобы подчеркнуть, что он тоже имеет отношение к Китаю, он взял с собой китайскую зеленую матерчатую сумку со звездой – такие носили когда-то бойцы НОАК.

 

    Хотя этот человек – по крови немец, однако, будучи этническим немцем, он носит татарско-тюркскую фамилию. У него густые брови и голубые глаза, однако если, глядя на него, вы усомнитесь в его китайском происхождении, он будет со всей серьезностью уверять вас, что он – китаец, и даже вытащит паспорт для вящего уверения, ведь в паспорте указано место его рождения, а именно город Харбин. А Харбин, как известно, находится в Китае. Каждый раз, когда этот человек бывает на приемах в Посольстве КНР в Узбекистане по случаю Национального праздника Китая или праздника Весны, он непременно надевает традиционную красную куртку танских времен (династия Тан, 7–10 вв.). Всякий раз, когда к нему в гости приходят китайцы, он обязательно готовит какие-то китайские блюда под соевым соусом (хорошо, что на рынках Ташкента повсюду можно купить китайский соевый соус). Зовут этого человека Георгий Мустафин.

 

    После Октябрьской революции родители Георгия эмигрировали в Харбин вслед за десятками тысяч русских эмигрантов. Георгий Мустафин родился в 1938 г. в поселке Лишучжэнь под городом Харбин. У Мустафиных было много детей, и они никогда не жили безбедно, а когда Георгию было 3–4 года, в Северо-Восточном Китае случился неурожай, и Мустафиным стало и вовсе нечем жить. Они были вынуждены взять взаймы у китайского торговца хлеба, картошки и угля. Мать занималась поденной работой: шила, стирала и крахмалила белье, пытаясь частями вернуть долг, но ее заработка не хватало. Однако когда кредитор увидел, что Мустафины все еще нуждаются и в семье нет денег не только на уголь, но и на обучение и еду для детей, и даже на молоко малышам, он сжалился над ними и сказал, что оставшуюся половину долга они могут погасить потом. Позже, каждый раз, когда мать вспоминала об этом, она плакала и повторяла Георгию и его братьям: «Запомните, дети: без китайцев нашей семьи давно не было бы!».

 

    Глубокие впечатления, полученные в детстве, обычно сопровождают человека и влияют на его жизнь. Георгий в детстве был очень шаловливым и бедовым ребенком, дни напролет играл с соседскими китайскими детьми, и, если мать не выходила за ним, он забывал, что пора возвращаться домой. Однажды он с ребятишками играл у печи для обжига извести, и кто-то из них швырнул горсть извести ему в лицо; естественно, известь попала в глаза, и Георгий катался по земле от боли. Будучи далеко от своего двора, его друзья не знали, где взять воды, чтобы промыть ему глаза. Плач Георгия привлек внимание проходившей мимо женщины с грудным ребенком. Женщина мгновенно все поняла и не дала им даже слова сказать. Она передала своего ребенка другим ребятам и, держа Георгия на руках, раскрыла ему веки, а затем достала грудь и промыла Георгию глаза... Теперь уже более чем 70-летний Георгий, вспоминая тот случай, восхищается добротой и умом этой китайской женщины.

 

    Понятно, что Георгий навсегда запомнил Харбин и поселок Лишучжэнь. Когда он менял паспорт, в графе «место рождения» он написал не только «Китай, Харбин», но и «поселок Лишучжэнь».

1   2     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan