进博会.jpg

Главная страница >> Спецтемы >> Второе Китайское международное импортное ЭКСПО >> текст

Идти в ногу с новым трендом

2019-11-01  

Идти в ногу с новым трендом

 

Чун Яту

 

В Шанхае вскоре состоится II Китайское международное импортное ЭКСПО. Эта выставка представляет собой важную меру по поддержке торговой либерализации и экономической глобализации, предпринятую китайским правительством, и воплощает его решимость продолжать политику внешней открытости.

В действительности в последние 20 лет архитектоника глобальной торговли претерпевает большие изменения, а призыв о реформировании ее правил звучит все громче. В этой ситуации китайское правительство делает упор на национальное развитие, старается адаптироваться к новому тренду изменений в мировой торговле. Путем проведения выставки импортных товаров и услуг, создания зон свободной торговли, а также через принятие прочих эффективных мер, Китай дарит другим странам возможность совместно воспользоваться плодами расширения открытости, тем самым содействуя дальнейшему развитию свободной торговли во всемирном масштабе.

 

Новые особенности глобальной торговли

 

9 октября 2019 г. ВТО опубликовала «Доклад о глобальной торговле-2019». Согласно этому документу, в период с 2005 по 2017 г. среднегодовые темпы роста глобальной торговли услугами достигли 5,4%, что выше аналогичного показателя торговли товарами (4,6%). В результате чего, в глобальной торговле доля продажи услуг увеличилась с 9% (1970 г.) до 20% (2018 г.). По прогнозу, к 2040 г. треть общего объема мировой торговли придется на торговлю услугами. При этом из последних данных известно, что в  2018 г. суммарный объем импортно-экспортной общемировой торговли составил 39,342 трлн долл. США.

В прошлом подобный динамичный тренд развития было бы невозможно себе представить. Известно, что до 80-х годов прошлого века 70% мировой торговли приходилось на сделки с готовой продукцией. С развитием свободной торговли, с целью снижения себестоимости производства, транснациональные компании одна за другой стали создавать производственные базы по всему миру, что непосредственно повлекло за собой динамичный рост торговли промежуточными товарами (включая детали, запчасти, сырье и т. д.), а так же рост торговли услугами (логистика, финансы и т. п.). Согласно последним данным Всемирного банка, в 2018 г. 70% товарной торговли  пришлось на торговлю промежуточными товарами (деталями, запчастями, сырьем и т. д.). А объем соответствующей торговли услугами, удваивавшийся каждые пять лет, составил около 8 трлн долл. США.

Благодаря динамичному развитию торговли промежуточными товарами и услугами, коренным образом изменился облик производственной и экономической отраслей всего мира, и новая ситуация также предъявляет требования к реформированию и совершенствованию правил глобальной торговли. В связи с этим некоторые страны Запада выдвинули торговую политику, известную как принцип «трех нулей» (нулевые таможенные пошлины, нулевые субсидии и нулевые барьеры), чтобы таким образом проявить собственные преимущества и путем корректирования правил обновить глобальную торговлю.

По мнению многих экспертов, хотя принцип «трех нулей» и позволяет в дальнейшем некоторым образом содействовать развитию свободной торговли, однако он в определенной степени приведет к сепарации стран и предприятий на верхние, средние, и нижние звенья в производственной цепочке, цепочке поставок и цепочке создания ценности. В результате чего, страны и предприятия, которые занимают верхние звенья в цепи, смогут взять всю цепочку под свой контроль и извлекать максимальную выгоду из глобальной торговли. А это явление было известно и ранее как главное противоречие между развитыми и развивающимися странами.

 

Ускоренное формирование региональных соглашений

 

Принцип «трех нулей» вызывал большие разногласия, а 5-летние переговоры в г. Доха в рамках ВТО, которые стартовали в ноябре 2001 г, в конце концов потерпели неудачу, и либерализация глобальной торговли столкнулась с серьезными вызовами. После того как в 2008 г. разразился международный финансовый кризис, мировая экономика неизменно оказывалась в застое, наблюдался резкий всплеск торгового протекционизма, либерализация торговли не могла добиться заметного прогресса.

На этом фоне некоторые страны прибегли к продвижению переговоров регионального уровня. 30 декабря 2018 г. официально вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнерстве (CPTPP). Данное соглашение охватывает 11 стран-членов (включая Японию и Австралию), которые основали крупнейшую в АТР зону свободной торговли: по величине она занимает 3-е место в мире. 30 сентября 2019 г. США, Канада и Мексика подписали Соглашение о свободной торговле (USMCA). Планируется, что  оно вступит в силу 30 ноября. Одновременно с этим, зоны свободной торговли, соглашения о свободной торговле, общий рынок и другие форматы сотрудничества в формате региональной экономики и местные механизмы интеграции торговли и инвестиций появляются на свет как грибы после дождя.

По мнению профессора Шанхайского финансово-экономического университета Шао Вэя, правила CPTPP, USMCA и других соглашений о региональной торговле в основном исходят из собственных реалий развитых стран, поэтому требуют всестороннего внедрения высокоуровневой либерализации торговли и инвестиций, открытости индустрии услуг. Все это поэтапно продвигается в соответствии с принципом «трех нулей».

«В долгосрочной перспективе институты и правила интеграции и либерализации торговли и инвестиций будут реализованы на основе регионального сотрудничества. Как крупная развивающаяся страна Китай должен идти в ногу со временем, воспользоваться шансами исторического значения, придерживаться принципов равноправия и взаимной выгоды, учитывать новые особенности развития глобальной торговли, чтобы тем самым укрепить сотрудничество в области развития региональной экономики и содействовать совместному развитию всего мира», – отметил декан факультета международной экономики и торговли Института экономики при Пекинском университете Ван Юешэн.

 

Активное участие

 

Китайские эксперты единогласно считают, что следует идти в ногу с новой тенденцией развития торговли, которая ставит своей целью принцип «трех нулей». Но при  этом они придерживаются разного подхода к моменту времени, в который следует присоединяться к ней. Одни считают, что нельзя слишком рано включаться в региональные переговоры, направленные на принцип «трех нулей», поскольку чрезмерная открытость неизбежно нанесет серьезный удар по отечественной производственной системе и будет препятствовать реализуемой ныне корректировке экономической структуры. Другие считают, что присоединяться надо чем раньше, тем лучше, иначе Китай будет изолирован от высокоуровневой системы мировой торговли.

По мнению заместителя председателя совета Китайского центра международного экономического обмена Хуан Цифэня, вступление Китая в ВТО давно доказало, что стремление как можно шире открыть «ворота страны» и как можно скорее влиться в мир никак не может нанести удар по национальной экономике, наоборот, оно помогает содействовать ее дальнейшему развитию. Принцип «трех нулей» имеет важное значение для обновления глобальной системы свободной торговли. Возможный прорыв Китая в этом направлении позволит заложить надежный фундамент для того, чтобы к 2035 г.

Китай стал современной державой мирового значения.

Четко осознавая это и с учетом собственных реалий, китайское правительство активно продвигает свободную торговлю как в стране, так и за рубежом. На межгосударственном уровне китайская сторона проявляет уважение к другим странам, продвигая дифференцированную и поэтапную открытость и либерализацию. Соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP), строительство «Пояса и пути», зона свободной торговли в АТР – все это является конкретным воплощением соответствующей концепции и идеи. Внутри страны путем создания зон свободной торговли, проведения импортного ЭКСПО и снижения таможенных пошлин, китайское правительство нарабатывает положительный опыт для дальнейшего продвижения свободной торговли, которая ставит своей целью принцип «трех нулей».

20 августа 2019 г. состоялся официальный запуск участка Линьган (г. Шанхай) в Китайской экспериментальной зоне свободной торговли. В программе его развития четко отмечена необходимость формировать институциональную систему, основой которой служит либерализация торговли и инвестиций, достижение свободы инвестирования, свободы торговли, свободы капитала, свободы транспортировки и свободы трудоустройства. По мнению главного экономиста фондовой компании «Восток» Шао Юя, краткосрочная цель развития Линьгана совмещается с правилами RECP, а среднесрочная цель – с  зоной свободной торговли «Китай-Япония-Южная Корея» и рамками соглашения о двустороннем инвестировании между Китаем и ЕС. Конечной же целью является претворение в жизнь принципа «трех нулей» и соответствие высокоуровневым нормам глобальной торговли. Как нам стало известно, к настоящему времени по всей стране создано в общей сложности 18 зон свободной торговли. Вдобавок, китайское правительство проводит смелый поиск и эксперименты в плане либерализации и повышения комфортности торговли и инвестиций, финансового обслуживания реальной экономики и изменения правительственных функций. Все это уже дало очевидный эффект.

Хуан Цифань также подчеркнул, что принцип «трех нулей» – это тенденция грядущего развития глобальной торговли. КНР должна принять активное участие в этом процессе, чтобы «подать голос Китая», совместив разработанные политические установки с принципом «трех нулей». Тем самым продвигать дальнейшую открытость страны и внести посильный вклад в развитие глобальной свободной торговли.

< >
  • W020170110488552787642.jpg
  • 俄文中国201709期.jpg
  • 俄文中国201708期.jpg
  • 俄文中国201707期.jpg
  • 俄文中国201706期.jpg
  • 俄文中国201705期.jpg
  • W020170110486202695620.jpg
  • 俄文中国201702期.jpg
  • 俄文中国201701期.jpg
进博会.jpg