Главная страница >> Политреалии >> текст
Кто сказал, что «Сянган – не Китай»?
МИХАИЛ МОРОЗОВ, обозреватель газеты «Труд»
1 июля исполняется 25 лет со дня возвращения Сянгана (на южном диалекте – Гонконга) в лоно Родины. Есть повод подвести итоги и поразмышлять о правильности формулы «одно государство – два строя».
Эту идею выдвинул в 80-х годах прошлого века архитектор китайских реформ – Дэн Сяопин. Сейчас уже можно стопроцентно сказать, что она оказалась исключительно мудрой и дальновидной. Во-первых, она позволила безболезненно вернуть Сянган из-под контроля Великобритании в лоно Родины. А это непростая политическая и историческая задача. Важно и то, что эта формула с самого начала проецировалась и на Тайвань, успешный опыт Сянгана стал примером для другой отколовшейся китайской территории.
Во-вторых, Сянган, уже будучи в составе КНР, продолжил динамично развиваться, а его статус и возможности способствовали успешному развитию Китая. Став далеко не последним инвестором китайских реформ и прежде всего строительства близлежащих районов Китая, сам Сянган добился замечательных достижений в экономическом и социальном развитии, упрочилось его положение, как мирового финансового центра. ВВП Сянгана за 25 лет в составе КНР удвоился, население увеличилось примерно на 1 миллион человек. Капитализация фондового рынка Сянгана выросла в больше 10 раз, бюджетные резервы увеличились в 2 раз, валютные резервы увеличились в 5 раз. 25 лет подряд он считается самой свободной экономикой в мире, обеспечивая долгосрочную социальную стабильность и экономическое процветание.
Можно утверждать, что ключ к успеху – симбиоз возможностей, которые открылись после возвращения в лоно Родины. Сянган стал не только своеобразным хабом, воротами торговли КНР с остальным миром, но и технологическим и финансовым источником для большой родины. При этом Сянган, оставаясь мировым финансовым и торговым центром в полной мере, использовал преимущества своего уникального положения широкой автономии в составе бурно развивающейся крупнейшей мировой державы.
Континентальные компании с успехом выходили и выходят на мировой рынок через Сянган, а сянганские на выгодных условиях инвестируют в гиганты внутренних районов Китая, увеличивая свои прибыли. Кроме того, Сянган с его комфортной налоговой системой стал воротами для инвестиций и торговли с Китаем.
Почти 4 тыс. иностранных компаний избрали мегаполис местом своей постоянной дислокации. Этому во многом способствует продуманная политика местного правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата, статус свободного порта, подразумевающий почти полное отсутствие таможенных пошлин. Фондовая биржа Сянгана является одной из крупнейших в мире по капитализации.
Процветание Сянгана было поставлено под вопрос в период хаоса, к которому привели массовые уличные беспорядки, инспирированные извне. Те в России, кто следили за протестами в Сянгане могли подумать, что в их основе – давление со стороны Пекина и ограничение демократии. Однако это не так. За последние 25 лет Сянган продолжал развивать свою политическую систему при этом пользуясь уникальной автономией. Достаточно напомнить, что Великобритания напрямую назначала губернатора для управления своей колонией – Сянганом. Демократические институты Сянгана, включая СМИ, функционировали в духе британской демократии, то есть контролировались из Лондона с помощью секретных служб. Имела место расовая дискриминация в отношении коренных сянганцев. Фактически в течение долгого времени китайцы были исключены из структуры управления британских властей Сянгана, не могли участвовать в политике и не пользовались истинной демократией, правами человека и свободой. Сейчас же в соответствии с политикой «Сянганом управляют Сянганцы» администрация автономии избираются сянганцами.
В прошлом году в Сянгане успешно прошли выборы в Законодательный совет 7-го созыва САР. Это были первые всеобщие выборы в Законодательный совет САР после усовершенствования избирательной системы. Были успешно избраны 90 патриотичных и любящих Сянган членов Законодательного совета, что в полной мере отразило такие принципы как широкая репрезентативность, политическая инклюзивность, сбалансированное участие и справедливая конкуренция.
Фактически положен конец периоду хаоса, когда, используя элементы старой выборной системы и спекуляции на неограниченных правах человека, Запад пытался превратить Сянган в плацдарм для цветной революции и раскачивания ситуации. Так называемые оппозиционные силы открыто ставили целью выход Сянгана из состава КНР. При этом игнорировалось мнение почти полуторамиллиардного китайского народа, который вряд ли согласился бы с идеей так называемой независимости Сянгана и тем более с выходом Сянгана из состава КНР. Попытки представить уличные беспорядки якобы внутренним порывом сянганской молодежи к демократии несостоятельны. Великобритания стояла в авангарде усилий коллективного Запада, пытавшегося стимулировать бои без правил с местной властью. Здесь было бы уместно вспомнить, что Сянган насильственно был захвачен англичанами в результате Опиумных войн. А они были развязаны Лондоном для того, чтобы «подсадить» на опиумную иглу целую нацию и таким образом сбалансировать торговлю с Китаем, а заодно и превратить его в полуколонию Запада. Великобритания превратила Сянган в механизм по ограблению Китая, разложив общество в своих корыстных целях. Таковы корни так называемой британкой демократии, экспортированной в Китай, такова глубинная подоплека лозунга оппозиционеров «Сянган – не Китай».
Характерно, что и на современном этапе Запад пытался превратить Сянган в рычаг давления на Китай. Протесты и анархия в общественной жизни существенно отражалась на экономике. Но сейчас этот этап преодолен с помощью центрального правительства на основе творческого развития формулы «одно государство – два строя»» и внедрения принципа «Сянганом управляют Сянганцы».
В настоящее время развитие Сянгана вступило в новую стадию. Благодаря поддержке центрального правительства роль Сянгана как глобального финансового, торгового, судоходного центра и международного центра инноваций и технологий укрепляется. Сянган располагает широкой автономией, самостоятельно решая все свои дела, передоверив центральному правительству лишь оборону и внешнюю политику.
Россия, следуя отношениям стратегического партнерства с КНР всегда исходила из того, что ситуация в Сянгане является исключительно внутренним делом Китая и китайского народа.
Впервые я увидел Сянган и прилегающие территории в 1987 г., когда путешествовал по Китаю. Тогда еще Сянган пребывал под управлением Великобритании и по сравнению с только начавшими свое бурное развитие внутренними районами Китая впечатлял. Нынче эта разница уже стерлась. В 2011 г. мне довелось побывать в Сянгане в составе делегации, сопровождавшей президента России Дмитрия Медведева. Сянган потряс сочетанием богатства, технологичности и традиционных укладов жизни, где суперсовременные небоскребы соседствовали с удивительными по красоте и своеобразию природными зонами. В последние годы сотрудничество между Сянганом и Россией становится более глубоким и прочным, проявляются преимущества, связанные с взаимодополняемостью. В 2009 г. Сянган подписал соглашение о безвизовом режиме с Россией; в 2010 г. «Русал» стал первой российской компанией, вошедший в листинг сянганской биржи; в 2011 г. Сянган посетил президент России Дмитрий Медведев; в 2016 г. вступило в силу всеобъемлющее соглашение об избежании двойного налогообложения между Сянганом и Россией; а в 2019 г. Сянганский международный арбитражный центр стал первым иностранным арбитражным учреждением в России. В настоящее время крупные российские компании открыли в Сянгане свои филиалы и представительства, а ряд компаний провел листинг в Сянгане. Россия открыла в Сянгане Генеральное консульство, каждый год большое количество российских туристов и предпринимателей посещают специальный административный район. Сотрудничество России с Сянганом стало важной частью отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем.
В КПП Эрэн-Хото на китайско-монгольской границе зафиксирован устойчивый рост экспорта фруктов и овощей
Си Цзиньпин совершил инспекционную поездку в Урумчи
В первом полугодии объем инвестиций в Синьцзян превысил 355 млрд юаней
За последнее десятилетие вузы Китая сыграли ведущую роль в развитии научно-технических инноваций страны
Участок Дали - Баошань ж/д Дали - Жуйли готовится к вводу в эксплуатацию
Китай выступает решительно против плана Н. Пелоси посетить Тайвань
Китай готовится к запуску лабораторного модуля "Вэньтянь"
Дети наслаждаются летними каникулами в Китае
Старые бомбоубежища спасают от жары на востоке Китая
Выставка произведений «V Конкурса китайской каллиграфии для участников из стран ШОС» проходили в Пекине
Канцелярия Госсовета КНР по делам Тайваня призвала не использовать тему материкового патрульного судна