999.png

Главная страница >> Культура >> текст

«Для меня научная фантастика -- летопись»

2024-01-09    

  • 78.png

< >

«Для меня научная фантастика -- летопись»

  ПОЖИДАЕВА АЛЕКСАНДРА


В этом году внимание поклонников привлекла 81-я Всемирная конвенция по научной фантастике, которая впервые за всю историю своего существования была проведена в Китае. В рамках мероприятия корреспондент журнала «Китай» встретился с одним из «четырех главных фантастов Китая» – писателем Хань Суном.

Помимо литературной деятельности Хань Сун уже многие годы занимает должность заместителя руководителя редакции международных новостей в информационном агентстве Синьхуа, при этом написанные им произведения были удостоены таких почетных в мире научной фантастики премий, как «Иньхэ», «Синъюнь» и т. д.

Журналист-писатель Хань Сун

Писатель родился в 1965 г. в Чунцине. В 1982 г. во время обучения в старших классах он пишет свой первый научно-фантастический роман «Панда Юй Юй», по сюжету которого китайский школьник решает отправить панду Юй Юй на Луну, и на пути к этой цели приходится преодолеть массу трудностей: космическое излучение, метеориты, болезнь и т. д.

После поступления в Уханьский университет Хань Сун продолжает писать, а уже в 1991 г., после окончания вуза, его произведение «Надгробие вселенной» вызывает бурные дискуссии в кругах поклонников научно-фантастической литературы и приносит писателю первую известность. В том же году он начинает свою профессиональную деятельность в качестве журналиста ИА Синьхуа.

Оглядываясь на начало своего писательского пути, Хань Сун говорит, что большое влияние на его творчество оказали произведения советских писателей-фантастов. По воспоминаниям Хань Суна, в конце 70-х в «Кэсюэ хуабао» («Научном иллюстрированном журнале») печатали отрывки советских научно-фантастических романов, которые ему запомнились вплоть до сегодняшнего дня. Хань Сун увлеченно перечисляет любимые произведения советских и российских писателей-фантастов: «Сильнее времени» Александра Казанцева, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Мы» Евгения Замятина, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко... «Россия и СССР всегда были известны своими достижениями в науке и культуре, а советская и российская литература оставили значимый след в становлении китайской научной фантастики», – заметил Хань Сун.

Все эти годы писатель совмещал обязанности редактора и писательскую деятельность: в будни он завален основной работой, и время для написания произведений приходится в буквальном смысле выкраивать из плотного повседневного графика. Хань Сун встает в пять утра, едет на работу на первом поезде метро, после прибытия в офис в течение часа отдается сочинению любимой фантастики, а далее включается в обычный рабочий режим. Он признался, что немалая часть его произведений и вовсе была написана во время командировок – прямо в поездах и самолетах. «Работа в СМИ позволила мне освоить навык написания статей в короткие сроки, я теперь и научную фантастику пишу в таком же темпе», – посмеивается он.

Новости это летопись настоящего, а научная фантастика история будущего

В 1999 г. Хань Сун после рабочей поездки в США пишет роман «Марс озаряет Америку», в сюжете которого предсказывает теракты 11 сентября 2001 г. В романе автора присутствует немало потрясающих совпадений, включая место развития сюжета – башни-близнецы Всемирного торгового центра.

Писатель поделился своим воспоминанием о том, что в конце 90-х межнациональное напряжение в США уже было заметно невооруженным глазом, что навело писателя на мысль о возможности подобных событий. При этом Хань Сун отнюдь не считает себя провидцем, он отмечает: «Научная фантастика по своей сути не предназначена для предсказания будущего, она, скорее, является продуктом научно-промышленной революции. Писатели-фантасты, как правило, устремляют свой взор лишь на те перемены, которые происходят в мире благодаря развитию современных технологий».

При этом Хань Сун считает, что журналистика и научная фантастика довольно похожи. «Новости помогают нам запечатлеть ту историю, которая пишется прямо сейчас, а научная фантастика рассказывает об истории будущего. Когда мы создаем новостной контент, то стремимся пролить свет на правдивую сторону этого мира, раскрыть пока еще неизвестные широкой публике факты, что-то подобное можно сказать и о научной фантастике».

Безграничное будущее китайской научной фантастики

Как отметил писатель, научная фантастика появилась в Китае благодаря таким литераторам, как Лу Синь и Лян Цичао; затем ее продвижению способствовали такие люди, как Чжэн Вэньгуан, Тун Эньчжэн, Е Юнле, Лю Синши. В 1991 г. в КНР впервые состоялась ежегодная конференция организации «Всемирная НФ» (World SF), вслед за которой все большее число международных конференций и форумов по научной фантастике стало проводиться именно в Китае.

Говоря о национальной научной фантастике, сложно обойти стороной г. Чэнду пров. Сычуань, который выступил местом проведения 81-й Всемирной конвенции научной фантастики в этом году. «В том, что г. Чэнду стал центром научной фантастики в Китае, есть как свои закономерные причины, так и доля случая. С одной стороны, журнал «Кэхуань шицзе» («Мир научной фантастики») – одно из ведущих китайских научно-фантастических изданий – был учрежден именно в этом городе. С другой стороны, политика реформ и открытости способствовала экономическому прогрессу в пров. Сычуань, что также дало благоприятные условия для развития этого литературного жанра именно в ее столице – г. Чэнду», – заметил Хань Сун.

Мэтр уверен, что сегодняшний всплеск популярности китайской научной фантастики позволил миру познакомиться с характерным для Поднебесной восприятием вселенной. Ценность этого мировосприятия отнюдь не в частоте появления в текстах элементов китайской традиционной культуры, вроде панд или кунг-фу, его ценность в тех идеях, которые высказываются китайскими писателями в отношении поиска путей устранения общечеловеческих кризисов.

Хань Сун согласился, что проведение 81-й Всемирной конвенции научной фантастики в г. Чэнду принесет новые возможности для развития в Китае данного жанра: «Во-первых, это дает нам уверенность в собственных силах. Во-вторых, позволяет нам быть более открытыми по отношению к миру. Только при условии постоянной подпитки, взаимодействия и взаимообучения китайская научная фантастика сможет ожить и заиграть новыми красками. Ну и еще такой обмен напомнит нам о скромности, позволит взглянуть на себя со стороны, понять свои достоинства и заметить недостатки». 

на странице

на следующей странице

«Для меня научная фантастика -- летопись»

2024-01-09    

  • 78.png

«Для меня научная фантастика -- летопись»

  ПОЖИДАЕВА АЛЕКСАНДРА


В этом году внимание поклонников привлекла 81-я Всемирная конвенция по научной фантастике, которая впервые за всю историю своего существования была проведена в Китае. В рамках мероприятия корреспондент журнала «Китай» встретился с одним из «четырех главных фантастов Китая» – писателем Хань Суном.

Помимо литературной деятельности Хань Сун уже многие годы занимает должность заместителя руководителя редакции международных новостей в информационном агентстве Синьхуа, при этом написанные им произведения были удостоены таких почетных в мире научной фантастики премий, как «Иньхэ», «Синъюнь» и т. д.

Журналист-писатель Хань Сун

Писатель родился в 1965 г. в Чунцине. В 1982 г. во время обучения в старших классах он пишет свой первый научно-фантастический роман «Панда Юй Юй», по сюжету которого китайский школьник решает отправить панду Юй Юй на Луну, и на пути к этой цели приходится преодолеть массу трудностей: космическое излучение, метеориты, болезнь и т. д.

После поступления в Уханьский университет Хань Сун продолжает писать, а уже в 1991 г., после окончания вуза, его произведение «Надгробие вселенной» вызывает бурные дискуссии в кругах поклонников научно-фантастической литературы и приносит писателю первую известность. В том же году он начинает свою профессиональную деятельность в качестве журналиста ИА Синьхуа.

Оглядываясь на начало своего писательского пути, Хань Сун говорит, что большое влияние на его творчество оказали произведения советских писателей-фантастов. По воспоминаниям Хань Суна, в конце 70-х в «Кэсюэ хуабао» («Научном иллюстрированном журнале») печатали отрывки советских научно-фантастических романов, которые ему запомнились вплоть до сегодняшнего дня. Хань Сун увлеченно перечисляет любимые произведения советских и российских писателей-фантастов: «Сильнее времени» Александра Казанцева, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Мы» Евгения Замятина, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко... «Россия и СССР всегда были известны своими достижениями в науке и культуре, а советская и российская литература оставили значимый след в становлении китайской научной фантастики», – заметил Хань Сун.

Все эти годы писатель совмещал обязанности редактора и писательскую деятельность: в будни он завален основной работой, и время для написания произведений приходится в буквальном смысле выкраивать из плотного повседневного графика. Хань Сун встает в пять утра, едет на работу на первом поезде метро, после прибытия в офис в течение часа отдается сочинению любимой фантастики, а далее включается в обычный рабочий режим. Он признался, что немалая часть его произведений и вовсе была написана во время командировок – прямо в поездах и самолетах. «Работа в СМИ позволила мне освоить навык написания статей в короткие сроки, я теперь и научную фантастику пишу в таком же темпе», – посмеивается он.

Новости это летопись настоящего, а научная фантастика история будущего

В 1999 г. Хань Сун после рабочей поездки в США пишет роман «Марс озаряет Америку», в сюжете которого предсказывает теракты 11 сентября 2001 г. В романе автора присутствует немало потрясающих совпадений, включая место развития сюжета – башни-близнецы Всемирного торгового центра.

Писатель поделился своим воспоминанием о том, что в конце 90-х межнациональное напряжение в США уже было заметно невооруженным глазом, что навело писателя на мысль о возможности подобных событий. При этом Хань Сун отнюдь не считает себя провидцем, он отмечает: «Научная фантастика по своей сути не предназначена для предсказания будущего, она, скорее, является продуктом научно-промышленной революции. Писатели-фантасты, как правило, устремляют свой взор лишь на те перемены, которые происходят в мире благодаря развитию современных технологий».

При этом Хань Сун считает, что журналистика и научная фантастика довольно похожи. «Новости помогают нам запечатлеть ту историю, которая пишется прямо сейчас, а научная фантастика рассказывает об истории будущего. Когда мы создаем новостной контент, то стремимся пролить свет на правдивую сторону этого мира, раскрыть пока еще неизвестные широкой публике факты, что-то подобное можно сказать и о научной фантастике».

Безграничное будущее китайской научной фантастики

Как отметил писатель, научная фантастика появилась в Китае благодаря таким литераторам, как Лу Синь и Лян Цичао; затем ее продвижению способствовали такие люди, как Чжэн Вэньгуан, Тун Эньчжэн, Е Юнле, Лю Синши. В 1991 г. в КНР впервые состоялась ежегодная конференция организации «Всемирная НФ» (World SF), вслед за которой все большее число международных конференций и форумов по научной фантастике стало проводиться именно в Китае.

Говоря о национальной научной фантастике, сложно обойти стороной г. Чэнду пров. Сычуань, который выступил местом проведения 81-й Всемирной конвенции научной фантастики в этом году. «В том, что г. Чэнду стал центром научной фантастики в Китае, есть как свои закономерные причины, так и доля случая. С одной стороны, журнал «Кэхуань шицзе» («Мир научной фантастики») – одно из ведущих китайских научно-фантастических изданий – был учрежден именно в этом городе. С другой стороны, политика реформ и открытости способствовала экономическому прогрессу в пров. Сычуань, что также дало благоприятные условия для развития этого литературного жанра именно в ее столице – г. Чэнду», – заметил Хань Сун.

Мэтр уверен, что сегодняшний всплеск популярности китайской научной фантастики позволил миру познакомиться с характерным для Поднебесной восприятием вселенной. Ценность этого мировосприятия отнюдь не в частоте появления в текстах элементов китайской традиционной культуры, вроде панд или кунг-фу, его ценность в тех идеях, которые высказываются китайскими писателями в отношении поиска путей устранения общечеловеческих кризисов.

Хань Сун согласился, что проведение 81-й Всемирной конвенции научной фантастики в г. Чэнду принесет новые возможности для развития в Китае данного жанра: «Во-первых, это дает нам уверенность в собственных силах. Во-вторых, позволяет нам быть более открытыми по отношению к миру. Только при условии постоянной подпитки, взаимодействия и взаимообучения китайская научная фантастика сможет ожить и заиграть новыми красками. Ну и еще такой обмен напомнит нам о скромности, позволит взглянуть на себя со стороны, понять свои достоинства и заметить недостатки». 

999.png