999.png

Главная страница >> Культура >> текст

«Великое единство» династий Цинь и Хань

2023-07-11    

  • 文化.jpg

< >

«Великое единство» династий Цинь и Хань

  ЧЖАН ЦЗИНВЭНЬ, ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ




Уезд Юньмэнь г. Сяогань, самый маленький по площади в пров. Хубэй, находится на северо-востоке Цзянханьской равнины. В древности это поселение носило название Аньлу и было столицей Чу (? – 223 г. до н. э.), одного из княжеств династии Восточная Чжоу (770–256 гг. до н. э.). Отсюда же началась история завоеваний и покорения южных земель другим государственным образованием – Цинь (770–207 гг. до н. э.). В 278 г. до н.э. циньцы захватили столицу Чу, царская семья которого была вынуждена бежать на восток. С тех пор столица Аньлу стала важным политическим кластером княжества Цинь, которое впоследствии объединило все княжества под своей эгидой и установило империю. Следующая династия Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) также придавала городу существенное значение, сделав его центром уезда Аньлу. 

Благодаря такому сложному историческому бэкграунду это место – настоящий кладезь для археологов; особенно много артефактов было найдено в районах древней столицы Чу. Один из них – это старинное кладбище Чжэнцзяху. Покоящиеся там в большинстве своем были очевидцами важнейших исторических событий, связанных со сменой власти в период борьбы между княжествами, установления династий Цинь и Хань. Они стали свидетелями официального создания единого многонационального государства с централизованной властью и первоначального формирования общекитайской культуры. Здесь были найдены ценные документы, написанные на деревянных дощечках (муду), редкие ксилографические надписи на похоронных принадлежностях, большое количество изысканных лакированных изделий... Эти артефакты отчетливо демонстрируют процесс постепенного слияния культур Цинь и Чу, которые в конце концов стали частью единой ханьской цивилизации. Здесь через предметы, тексты и изображения показывают мельчайшие детали истории. По словам Ло Юньбина, заместителя директора Института археологии и памятников материальной культуры пров. Хубэй, погребение Чжэнцзяху внесло огромный вклад в исследование процесса формирования общего многонационального государства в Китае.

Важная находка 

С мая 2020 г. Институт археологии и памятников материальной культуры пров. Хубэй и Юньмэньский музей провели раскопки могильников Чжэнцзяху, общая площадь которых составила около 150 тысяч кв. м. В результате был обнаружен ряд важных захоронений: в

2020 г. – 196 малых могильников с явными следами влияния культуры Чу, а в 2021 г. – 116 средних и малых погребальных комплексов, характерных для традиции Цинь.

Всего в 2021 г. тут было найдено более тысячи памятников культуры, среди которых – свыше 400 лакированных деревянных изделий с уникальными орнаментами и формами, многие из которых мир увидел впервые. Эти находки стали важным материалом для исследования погребальных традиций, бытовых обычаев, изобразительного искусства, а также технологий производства и истории распространения лаковых изделий в период династий Цинь и Хань. Кроме того, некоторые изображения на похоронных предметах заполнили пробелы в изучении процесса создания эскизов и подборки материалов в китайской живописи той эпохи. 

Ло Юньбин считает самыми важными из этих находок мугу (объемные деревянные или бамбуковые дощечки для письма), которые зафиксировали под номером 274. «Мугу» представляет собой деревянный длинный многогранник, на каждой поверхности которого можно писать. По словам Ло Юньбина, его удивила форма обнаруженных предметов, которую он назвал очень редкой: они были вырезаны из круглого деревянного цилиндра длиной 34 см и сечением 3,5 см. Каждая имеет семь равных выпуклых граней с шириной примерно 0,5–0,6 см.

Артефакты Чжэнцзяху – самые ранние и содержательные из всех найденных мугу: в целом они содержат около 700 иероглифов, написанных в стиле лишу. Длинный для того времени текст рассказывает историю советника, которого правитель царства Чу назначил посланником в княжество Цинь. Его миссией было убедить циньского вана «прекратить войну и следовать великим принципам». Эта история не упоминается в других письменных документах и предоставляет новый материал для изучения социальных тенденций того времени.

Благодаря ранней датировке, объему текста и широкому кругу охватываемых тем – археологии, палеографии, археографии, истории Древнего мира и многих других, – эти артефакты называют «первыми в Китае длинными мугу».

Переплетение культур

В 2021 г. погребение Чжэнцзяху было названо одним из десяти «великих новых археологических открытий Китая» – не только благодаря его интересным артефактам, но и потому, что оно является подлинным примером того, как Китай постепенно оформлялся в единое государство после завоевания княжества Чу циньцами. Междисциплинарные исследования также раскрыли и доказали взаимодействие и переплетение различных культур во время начального формирования единой многонациональной страны.

Юго-восточная зона представляет собой захоронения, связанные с культурой княжества Чу, а северо-западная – могильники, характерные для Цинь. Ритуальная культура двух княжеств довольно сильно отличается друг от друга размером и структурой гробниц, совокупностью предметов, сопровождающих захоронения, обычаями жертвоприношения и многими другими факторами. Ло Юньбин отмечает, что хотя циньские и чуские могилы находятся в разных зонах, в плане погребального инвентаря и структуры гробниц циньцы многое переняли из обычаев Чу. Это говорит о слиянии двух культур на этом месте.

Здесь есть множество тому доказательств. Наглядным примером могут послужить найденные на похоронных принадлежностях ксилографии, отмеченные номером M234. «На них видны яркие признаки культуры Цинь, например изображения плоских кувшинов на жертвенных сосудах и узоры листьев, – комментирует Ло Юньбин. – С другой стороны, присутствующий там образ журавля – элемент чуской культуры». Эксперт отмечает, что подобные примеры сосуществования двух цивилизаций можно найти во многих могилах.

Миграции населения и национальная интеграция

Междисциплинарные исследования Чжэнцзяху также доказали частые миграции и тесное взаимодействие между жителями юга и севера того времени, что, по мнению специалистов, является свидетельством процесса интеграции различных этносов в единую нацию.

Команда археологов провела анализ стабильных изотопов на 12 образцах костей человека, чтобы определить изменение рациона в их жизненном цикле и отразить маршруты миграции. Последние указали на общую тенденцию полиэтнической интеграции, вызванную общей затяжной войной в конце периода Сражающихся царств, или Чжаньго (476–221 гг. до н.э.). «Путем многочисленных тестов на анализ стабильных изотопов мы обнаружили, что  5 из этих 12 человек родились в районе рисоводства на юге, а 7 – в зоне сухого земледелия на севере; 9 из них мигрировали на большие расстояния», – вспоминает Ло Юньбин. 

По словам ученого, по погребальным повседневным керамическим изделиям и похоронным обычаям можно утверждать, что в могиле M276 лежит женщина из западного племени княжества. По результатам тестов, она родилась и провела детство на северо-западе Китая и прибыла на юг в молодости.

Артефакты Чжэнцзяху сильно обогатили наши знания о циньской культуре, выступив историческим свидетельством важного этапа процесса культурного взаимопроникновения между империями Цинь и Хань. По словам Ло Юньбина, во многих аспектах, включая предметы, тексты и изображения, кладбище живо демонстрирует эпоху больших перемен с конца периода Чжаньго до начала династии Хань – переход от раздробленности к единому многонациональному государству. 

на странице

на следующей странице

«Великое единство» династий Цинь и Хань

2023-07-11    

  • 文化.jpg

«Великое единство» династий Цинь и Хань

  ЧЖАН ЦЗИНВЭНЬ, ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ




Уезд Юньмэнь г. Сяогань, самый маленький по площади в пров. Хубэй, находится на северо-востоке Цзянханьской равнины. В древности это поселение носило название Аньлу и было столицей Чу (? – 223 г. до н. э.), одного из княжеств династии Восточная Чжоу (770–256 гг. до н. э.). Отсюда же началась история завоеваний и покорения южных земель другим государственным образованием – Цинь (770–207 гг. до н. э.). В 278 г. до н.э. циньцы захватили столицу Чу, царская семья которого была вынуждена бежать на восток. С тех пор столица Аньлу стала важным политическим кластером княжества Цинь, которое впоследствии объединило все княжества под своей эгидой и установило империю. Следующая династия Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) также придавала городу существенное значение, сделав его центром уезда Аньлу. 

Благодаря такому сложному историческому бэкграунду это место – настоящий кладезь для археологов; особенно много артефактов было найдено в районах древней столицы Чу. Один из них – это старинное кладбище Чжэнцзяху. Покоящиеся там в большинстве своем были очевидцами важнейших исторических событий, связанных со сменой власти в период борьбы между княжествами, установления династий Цинь и Хань. Они стали свидетелями официального создания единого многонационального государства с централизованной властью и первоначального формирования общекитайской культуры. Здесь были найдены ценные документы, написанные на деревянных дощечках (муду), редкие ксилографические надписи на похоронных принадлежностях, большое количество изысканных лакированных изделий... Эти артефакты отчетливо демонстрируют процесс постепенного слияния культур Цинь и Чу, которые в конце концов стали частью единой ханьской цивилизации. Здесь через предметы, тексты и изображения показывают мельчайшие детали истории. По словам Ло Юньбина, заместителя директора Института археологии и памятников материальной культуры пров. Хубэй, погребение Чжэнцзяху внесло огромный вклад в исследование процесса формирования общего многонационального государства в Китае.

Важная находка 

С мая 2020 г. Институт археологии и памятников материальной культуры пров. Хубэй и Юньмэньский музей провели раскопки могильников Чжэнцзяху, общая площадь которых составила около 150 тысяч кв. м. В результате был обнаружен ряд важных захоронений: в

2020 г. – 196 малых могильников с явными следами влияния культуры Чу, а в 2021 г. – 116 средних и малых погребальных комплексов, характерных для традиции Цинь.

Всего в 2021 г. тут было найдено более тысячи памятников культуры, среди которых – свыше 400 лакированных деревянных изделий с уникальными орнаментами и формами, многие из которых мир увидел впервые. Эти находки стали важным материалом для исследования погребальных традиций, бытовых обычаев, изобразительного искусства, а также технологий производства и истории распространения лаковых изделий в период династий Цинь и Хань. Кроме того, некоторые изображения на похоронных предметах заполнили пробелы в изучении процесса создания эскизов и подборки материалов в китайской живописи той эпохи. 

Ло Юньбин считает самыми важными из этих находок мугу (объемные деревянные или бамбуковые дощечки для письма), которые зафиксировали под номером 274. «Мугу» представляет собой деревянный длинный многогранник, на каждой поверхности которого можно писать. По словам Ло Юньбина, его удивила форма обнаруженных предметов, которую он назвал очень редкой: они были вырезаны из круглого деревянного цилиндра длиной 34 см и сечением 3,5 см. Каждая имеет семь равных выпуклых граней с шириной примерно 0,5–0,6 см.

Артефакты Чжэнцзяху – самые ранние и содержательные из всех найденных мугу: в целом они содержат около 700 иероглифов, написанных в стиле лишу. Длинный для того времени текст рассказывает историю советника, которого правитель царства Чу назначил посланником в княжество Цинь. Его миссией было убедить циньского вана «прекратить войну и следовать великим принципам». Эта история не упоминается в других письменных документах и предоставляет новый материал для изучения социальных тенденций того времени.

Благодаря ранней датировке, объему текста и широкому кругу охватываемых тем – археологии, палеографии, археографии, истории Древнего мира и многих других, – эти артефакты называют «первыми в Китае длинными мугу».

Переплетение культур

В 2021 г. погребение Чжэнцзяху было названо одним из десяти «великих новых археологических открытий Китая» – не только благодаря его интересным артефактам, но и потому, что оно является подлинным примером того, как Китай постепенно оформлялся в единое государство после завоевания княжества Чу циньцами. Междисциплинарные исследования также раскрыли и доказали взаимодействие и переплетение различных культур во время начального формирования единой многонациональной страны.

Юго-восточная зона представляет собой захоронения, связанные с культурой княжества Чу, а северо-западная – могильники, характерные для Цинь. Ритуальная культура двух княжеств довольно сильно отличается друг от друга размером и структурой гробниц, совокупностью предметов, сопровождающих захоронения, обычаями жертвоприношения и многими другими факторами. Ло Юньбин отмечает, что хотя циньские и чуские могилы находятся в разных зонах, в плане погребального инвентаря и структуры гробниц циньцы многое переняли из обычаев Чу. Это говорит о слиянии двух культур на этом месте.

Здесь есть множество тому доказательств. Наглядным примером могут послужить найденные на похоронных принадлежностях ксилографии, отмеченные номером M234. «На них видны яркие признаки культуры Цинь, например изображения плоских кувшинов на жертвенных сосудах и узоры листьев, – комментирует Ло Юньбин. – С другой стороны, присутствующий там образ журавля – элемент чуской культуры». Эксперт отмечает, что подобные примеры сосуществования двух цивилизаций можно найти во многих могилах.

Миграции населения и национальная интеграция

Междисциплинарные исследования Чжэнцзяху также доказали частые миграции и тесное взаимодействие между жителями юга и севера того времени, что, по мнению специалистов, является свидетельством процесса интеграции различных этносов в единую нацию.

Команда археологов провела анализ стабильных изотопов на 12 образцах костей человека, чтобы определить изменение рациона в их жизненном цикле и отразить маршруты миграции. Последние указали на общую тенденцию полиэтнической интеграции, вызванную общей затяжной войной в конце периода Сражающихся царств, или Чжаньго (476–221 гг. до н.э.). «Путем многочисленных тестов на анализ стабильных изотопов мы обнаружили, что  5 из этих 12 человек родились в районе рисоводства на юге, а 7 – в зоне сухого земледелия на севере; 9 из них мигрировали на большие расстояния», – вспоминает Ло Юньбин. 

По словам ученого, по погребальным повседневным керамическим изделиям и похоронным обычаям можно утверждать, что в могиле M276 лежит женщина из западного племени княжества. По результатам тестов, она родилась и провела детство на северо-западе Китая и прибыла на юг в молодости.

Артефакты Чжэнцзяху сильно обогатили наши знания о циньской культуре, выступив историческим свидетельством важного этапа процесса культурного взаимопроникновения между империями Цинь и Хань. По словам Ло Юньбина, во многих аспектах, включая предметы, тексты и изображения, кладбище живо демонстрирует эпоху больших перемен с конца периода Чжаньго до начала династии Хань – переход от раздробленности к единому многонациональному государству. 

999.png