999.png

Главная страница >> Культура >> текст

Ценная находка для археологов и искусствоведов

2023-05-06    

  • 98.png

< >

Ценная находка для археологов и искусствоведов

 Чжэн На

В Китае появился первый в мире «генный банк древней керамики». Местом его основания по праву стал Цзиндэчжэнь пров. Цзянси – важный культурный центр, издревле известный своим фарфором. 

Так называемый «генный банк» был совместно создан администрацией этого города и рядом авторитетных научно-исследовательских и образовательных учреждений страны. Его целью является анализ состава и сбор данных в отношении около 20 млн найденных археологами осколков старинного фарфора, изготовление эталонных образцов в физической и цифровой форме, установление происхождения и развития древней культуры керамики. 


Генетический код фарфора

История Цзиндэчжэня насчитывает более 2000 лет производства керамических изделий, а также многовековую работу официальных государственных и императорских печей («юйяо»), занимавшихся изготовлением фарфора для правительства и монаршей семьи соответственно. Поэтому город очень богат подобными артефактами. С 80-х гг. 

ХХ века Цзиндэчжэньский музей императорских печей, Цзиндэчжэньский исследовательский институт керамики и археологии совместно с Цзянсийским научно-исследовательским институтом культурных памятников и археологии, Школой археологии и музееведения Пекинского университета, Музеем Гугун и другими учреждениями провели более 30 экспедиций на руинах древних печей разных династий, в ходе которых было найдено около ста тонн образцов керамики – около 20 млн фрагментов. 

Ценность находок отмечает почетный директор Цзиндэчжэньского исследовательского института керамики и археологии Цзян Цзяньсинь, по словам которого, для успешного обжига в древности требовались бесчисленные пробы, получалось далеко не с первой попытки, а ввиду сложности процедуры вероятность создания шедевров была чрезвычайно низкой. Помимо естественных дефектов, плохой сохранности старинных реликвий способствовал и человеческий фактор – чтобы предотвратить попадание дворцового фарфора в народ, «лишние» экземпляры намеренно уничтожались: их разбивали на месте и зарывали в землю. Именно эти погребенные глубоко под землей осколки предоставили современной науке богатый материал для исследования процессов приготовления сырья и обжига древней керамики.

«Огромное количество найденных в Цзиндэчжэне фрагментов древней керамики демонстрирует нам непрерывную последовательность эпох, дает богатую археологическую информацию, достоверные данные; эти находки по своей ценности не уступают или даже превосходят выдающиеся коллекции того же периода», – уверен директор Цзиндэчжэньского музея императорских печей Вэн Яньцзюнь. По словам эксперта, сохранившие свою целостность керамические изделия из «юйяо», несомненно, очень важны для науки, однако в плане их исследования существует немало ограничений: такой артефакт нельзя разбить для изучения внутренней структуры. По сравнению с ними, осколки древней керамики более удобны для технических испытаний, в их отношении проще использовать современные приборы и аппараты. По одному фрагменту фарфора исследователи могут наблюдать как внешний узор на поверхности, так и реконструировать оригинальную форму изделия, через срез проанализировать структуру сырца, а растерев такой осколок в порошок, можно понять из какого материала он был сделан и даже установить температуру обжига – работая с ним, специалисты получают сотни видов информации. 

«Генный банк» древней керамики

В течение многих лет, опираясь на уникальные археологические и культурные ресурсы, а также современную исследовательскую инфраструктуру, Цзиндэчжэньский музей императорских печей продвигает научный обмен и сотрудничество со многими отечественными и зарубежными учреждениями. Результатом этой работы стало около 20 тыс. единиц информации из более чем 10 древних печей; на их основе была первоначально создана база данных о древней керамике Китая. 

С июля 2021 г. музей начал подготовительную работу по созданию «генного банка» этих реликвий, к активному участию в которой присоединились лучшие академические и научно-исследовательские учреждения страны. После почти года прилагаемых усилий эта база данных была официально открыта. Она имеет целый ряд функций: хранения материалов, археологических исследований, научно-технического анализа, охраны и восстановления артефактов, а также публичной демонстрации результатов.  

«Генный банк древней керамики Цзиндэчжэня является совокупностью типичных образцов и информации о различных видах фарфора, произведенного в древности в этом городе. Мы планируем в течение полутора лет завершить изготовление первых 10 тыс. моделей изделий императорских печей династии Мин (1368–1644 гг.), а затем в течение 3-5 лет завершим создание архива данных археологических образцов всех периодов в  Цзиндэчжэне», – обещает Вэн Яньцзюнь. 

По словам Сюн Чжэ, начальника научно-технической лаборатории Цзиндэчжэньского музея императорских печей, «генный банк» главным образом собирает четыре вида образцов: осколки, сечения, тонкие пластинки и порошок. С помощью их анализа можно получить информацию о керамической посуде в плане археологических загадок, сырья, формовки, глазури, обжига, раскраски и т. д. Особое место в «генофонде» занимает система классификации. В ней используются буквы латинского алфавита, обозначающие аббревиатуры от китайских терминов. Например, от наследия династий Мин и Цин (1636–1912 гг.) новоиспеченному фарфоровому фонду в основном достались образцы из императорских печей. В архиве всем им присвоен специальный знак Y «yuyao, юйяо». 

«Собранные в банке древней керамики Цзиндэчжэня данные будут открыты для широкой публики», – убеждает Вэн Яньцзюнь. По его словам, информация об образцах может применяться не только для экспозиций, охраны культурных реликвий и детализированной 3D-печати моделей, но и обеспечивать научную и техническую поддержку для разработки продукции современной культурной и креативной индустрии, создания цифровых музеев и т. д. Что еще более важно, технологическая система старинных императорских печей Цзиндэчжэня оказала глубокое влияние на керамическое производство во всем мире. Бело-синий фарфор является одним из самых известных видов цзиндэчжэньского фарфора, он пользовался большой популярностью и на зарубежном рынке. Во многих странах его даже использовали в качестве образца для создания копий. Сегодня Турция, Египет, Япония, Вьетнам, КНДР, Италия, Франция, Нидерланды и другие государства по-прежнему хранят изделия, вышедшие из этих старинных печей.  

«После окончательного формирования “генного банка” древней керамики Цзиндэчжэнь будет активно сотрудничать с отечественными и зарубежными научными организациями в целях содействия международному совместному использованию данных и результатов исследований старинного фарфора, обсуждать глобальные темы керамической культуры, предоставлять платформу для раскопок и изучения истории этого искусства в Китае и в мире, для развития и обменов в этой сфере», – подытожил Вэн Яньцзюнь. 

 

на странице

на следующей странице

Ценная находка для археологов и искусствоведов

2023-05-06    

  • 98.png

Ценная находка для археологов и искусствоведов

 Чжэн На

В Китае появился первый в мире «генный банк древней керамики». Местом его основания по праву стал Цзиндэчжэнь пров. Цзянси – важный культурный центр, издревле известный своим фарфором. 

Так называемый «генный банк» был совместно создан администрацией этого города и рядом авторитетных научно-исследовательских и образовательных учреждений страны. Его целью является анализ состава и сбор данных в отношении около 20 млн найденных археологами осколков старинного фарфора, изготовление эталонных образцов в физической и цифровой форме, установление происхождения и развития древней культуры керамики. 


Генетический код фарфора

История Цзиндэчжэня насчитывает более 2000 лет производства керамических изделий, а также многовековую работу официальных государственных и императорских печей («юйяо»), занимавшихся изготовлением фарфора для правительства и монаршей семьи соответственно. Поэтому город очень богат подобными артефактами. С 80-х гг. 

ХХ века Цзиндэчжэньский музей императорских печей, Цзиндэчжэньский исследовательский институт керамики и археологии совместно с Цзянсийским научно-исследовательским институтом культурных памятников и археологии, Школой археологии и музееведения Пекинского университета, Музеем Гугун и другими учреждениями провели более 30 экспедиций на руинах древних печей разных династий, в ходе которых было найдено около ста тонн образцов керамики – около 20 млн фрагментов. 

Ценность находок отмечает почетный директор Цзиндэчжэньского исследовательского института керамики и археологии Цзян Цзяньсинь, по словам которого, для успешного обжига в древности требовались бесчисленные пробы, получалось далеко не с первой попытки, а ввиду сложности процедуры вероятность создания шедевров была чрезвычайно низкой. Помимо естественных дефектов, плохой сохранности старинных реликвий способствовал и человеческий фактор – чтобы предотвратить попадание дворцового фарфора в народ, «лишние» экземпляры намеренно уничтожались: их разбивали на месте и зарывали в землю. Именно эти погребенные глубоко под землей осколки предоставили современной науке богатый материал для исследования процессов приготовления сырья и обжига древней керамики.

«Огромное количество найденных в Цзиндэчжэне фрагментов древней керамики демонстрирует нам непрерывную последовательность эпох, дает богатую археологическую информацию, достоверные данные; эти находки по своей ценности не уступают или даже превосходят выдающиеся коллекции того же периода», – уверен директор Цзиндэчжэньского музея императорских печей Вэн Яньцзюнь. По словам эксперта, сохранившие свою целостность керамические изделия из «юйяо», несомненно, очень важны для науки, однако в плане их исследования существует немало ограничений: такой артефакт нельзя разбить для изучения внутренней структуры. По сравнению с ними, осколки древней керамики более удобны для технических испытаний, в их отношении проще использовать современные приборы и аппараты. По одному фрагменту фарфора исследователи могут наблюдать как внешний узор на поверхности, так и реконструировать оригинальную форму изделия, через срез проанализировать структуру сырца, а растерев такой осколок в порошок, можно понять из какого материала он был сделан и даже установить температуру обжига – работая с ним, специалисты получают сотни видов информации. 

«Генный банк» древней керамики

В течение многих лет, опираясь на уникальные археологические и культурные ресурсы, а также современную исследовательскую инфраструктуру, Цзиндэчжэньский музей императорских печей продвигает научный обмен и сотрудничество со многими отечественными и зарубежными учреждениями. Результатом этой работы стало около 20 тыс. единиц информации из более чем 10 древних печей; на их основе была первоначально создана база данных о древней керамике Китая. 

С июля 2021 г. музей начал подготовительную работу по созданию «генного банка» этих реликвий, к активному участию в которой присоединились лучшие академические и научно-исследовательские учреждения страны. После почти года прилагаемых усилий эта база данных была официально открыта. Она имеет целый ряд функций: хранения материалов, археологических исследований, научно-технического анализа, охраны и восстановления артефактов, а также публичной демонстрации результатов.  

«Генный банк древней керамики Цзиндэчжэня является совокупностью типичных образцов и информации о различных видах фарфора, произведенного в древности в этом городе. Мы планируем в течение полутора лет завершить изготовление первых 10 тыс. моделей изделий императорских печей династии Мин (1368–1644 гг.), а затем в течение 3-5 лет завершим создание архива данных археологических образцов всех периодов в  Цзиндэчжэне», – обещает Вэн Яньцзюнь. 

По словам Сюн Чжэ, начальника научно-технической лаборатории Цзиндэчжэньского музея императорских печей, «генный банк» главным образом собирает четыре вида образцов: осколки, сечения, тонкие пластинки и порошок. С помощью их анализа можно получить информацию о керамической посуде в плане археологических загадок, сырья, формовки, глазури, обжига, раскраски и т. д. Особое место в «генофонде» занимает система классификации. В ней используются буквы латинского алфавита, обозначающие аббревиатуры от китайских терминов. Например, от наследия династий Мин и Цин (1636–1912 гг.) новоиспеченному фарфоровому фонду в основном достались образцы из императорских печей. В архиве всем им присвоен специальный знак Y «yuyao, юйяо». 

«Собранные в банке древней керамики Цзиндэчжэня данные будут открыты для широкой публики», – убеждает Вэн Яньцзюнь. По его словам, информация об образцах может применяться не только для экспозиций, охраны культурных реликвий и детализированной 3D-печати моделей, но и обеспечивать научную и техническую поддержку для разработки продукции современной культурной и креативной индустрии, создания цифровых музеев и т. д. Что еще более важно, технологическая система старинных императорских печей Цзиндэчжэня оказала глубокое влияние на керамическое производство во всем мире. Бело-синий фарфор является одним из самых известных видов цзиндэчжэньского фарфора, он пользовался большой популярностью и на зарубежном рынке. Во многих странах его даже использовали в качестве образца для создания копий. Сегодня Турция, Египет, Япония, Вьетнам, КНДР, Италия, Франция, Нидерланды и другие государства по-прежнему хранят изделия, вышедшие из этих старинных печей.  

«После окончательного формирования “генного банка” древней керамики Цзиндэчжэнь будет активно сотрудничать с отечественными и зарубежными научными организациями в целях содействия международному совместному использованию данных и результатов исследований старинного фарфора, обсуждать глобальные темы керамической культуры, предоставлять платформу для раскопок и изучения истории этого искусства в Китае и в мире, для развития и обменов в этой сфере», – подытожил Вэн Яньцзюнь. 

 

999.png